SCADA, АСУ ТП, контроллеры – основная тематика журнала «ИСУП»
Журнал «Информатизация и Системы Управления в Промышленности» публикует тематические материалы посвященные SCADA, АСУ ТП, контроллерам, автоматизации в промышленности.

Преобразователи частоты. Взгляд с другой стороны. ООО «Инженерная компания «555»

IK555.png

Большой, безусловно интересный и, не побоимся этого слова, громкий материал был бы неполон, если бы мы не затронули такой серьезный пласт, как ремонт промышленного оборудования, в нашем случае – частотных преобразователей. Ведь данный сегмент набирает обороты в геометрической прогрессии, что у производителей техники зачастую вызывает негодование, а от потребителей, как правило, заслуживает положительные отзывы. Однако равнодушным это направление не оставляет ни одного участника рынка. Для беседы мы решили пригласить руководителя Инженерной компании «555», являющейся одним из самых видных игроков рынка компонентного ремонта. Генеральный директор данного предприятия, Дмитрий Васильевич Дмитриев, написал отдельную статью – «Право на ремонт», в которой подробно и досконально рассмотрены как юридические, так и финансовые аспекты ремонта оборудования (читайте статью на стр. 112). Здесь же мы уделяем внимание вопросам практического плана: состоянию служб ремонта оборудования на российских предприятиях, компонентам, используемым в ремонте, гарантийным срокам и т. д.


Мнение Дмитрия Васильевича Дмитриева, генерального директора ООО «Инженерная компания «555»

За рубежом достаточно активно развивается движение под названием «право на ремонт». В основном это касается бытовой техники, но и производителей промышленного оборудования тоже затрагивает. Скажите, как с этим обстоят дела в России? Встречаете ли вы сопротивление со стороны крупных производителей? Всегда ли доступны схемы и другая техническая информация, необходимая для ремонта?

Совершенно верно, весь мир сейчас не только активно борется за увеличение сроков службы оборудования, но и проявляет всё больший интерес к заботе об экологии. В связи с этими тенденциями в западных странах серьезное внимание уделяется возможности отремонтировать оборудование вместо его замены. В Америке, например, в сфере ремонта электроники работает около трех миллионов человек. Это направление активно развивается, совершенствуется законодательная база. В половине штатов уже принят закон «О праве на ремонт», который обязует производителей осуществлять информационную поддержку и поставлять запасные части не только авторизованным дилерам, но и сторонним сервисным организациям и даже самим пользователям.

В нашей же стране сложилась достаточно специфическая ситуация, когда на многих предприятиях свои службы по ремонту электроники либо были ликвидированы в процессе сокращения издержек, либо отсутствовали изначально. При этом, если оборудование выходит из строя, принято обращаться к его поставщику. Но необходимо понимать, что здесь проявляется конфликт интересов: поставщик оборудования зарабатывает в основном на продаже и зачастую не заинтересован в восстановлении оборудования, даже когда это возможно.

Следствием этого конфликта интересов является практически повсеместная замена вышедшего из строя оборудования на новое, хотя в 90 процентах случаев его можно было бы вернуть в эксплуатацию. При этом мы, конечно же, не утверждаем, что необходимо ремонтировать всё, что выходит из строя. Однако, опираясь на свой практический опыт, заключаем, что на среднестатистическом предприятии, увеличив долю ремонтируемого оборудования, можно сократить закупки нового примерно на 50 процентов, таким образом сэкономив около 30 процентов от общего бюджета. При этом заказчик получает возможность не тратить средства на закупку того, что вышло из строя, попав в безвыходное положение, а перераспределить освободившиеся инвестиции в пользу приоритетных для предприятия направлений.

Что касается внутренних схем оборудования, то в Россию они и раньше попадали с трудом ввиду того, что основная задача была – продавать. Тем более сейчас, после введения санкций против нашей страны, распространение любой технологической информации блокируется в первую очередь. Однако после того как наши инженеры успешно отремонтировали 10 000 электронных блоков, отсутствие документации перестает быть проблемой, либо, как минимум, острота этой проблемы очень сильно снижается.

Так как вы «серийно» занимаетесь ремонтом оборудования, всегда ли используете те же самые компоненты, что и производитель?

Производство промышленного оборудования и производство электронных компонентов – это совершенно разные виды бизнеса. Производитель электронного блока закупает компоненты у производителя этих компонентов, и соответственно любая другая компания может приобрести такие же компоненты в случае необходимости. Конечно же, из этого правила бывают исключения, и возможна ситуация, когда микросхема содержит в себе программное обеспечение производителя блока. В таком случае единственный выход – использование узла-донора, аналогичного ремонтируемому.

Обеспечение поставок комплектующих является одним из приоритетных видов деятельности нашей компании, с которым очень успешно справляется наше закупочно-логистическое подразделение.

Если это не коммерческая тайна, укажите, пожалуйста, с каким оборудованием чаще приходится работать.

В большинстве случаев мы имеем дело с различными элементами приводного оборудования: серводвигателями, частотными преобразователями, панелями оператора, энкодерами, блоками питания. Но этим спектр ремонтируемого оборудования не ограничивается, мы можем вернуть в строй практически любую электронику. Это и оборудование РЗА, и различное контрольно-измерительное оборудование, и промышленное сварочное оборудование, и многое другое, начиная с электроники тридцатилетней давности, которой сложно найти замену, и заканчивая самыми современными системами управления.

Вопрос, может быть, и неприятный, но задать его считаю необходимым. Какой процент заказчиков обращается к вам после ремонта по вашей гарантии? Можно ли это считать показателем качества вашей работы?

Здесь можно просто обратиться к фактам: за время нашей работы накоплена обширная статистика по ремонту, как первоначальному, так и гарантийному. Процент отказов после ремонта настолько низок, что в декабре 2018 года мы приняли решение о продлении срока гарантии на отремонтированное оборудование до 12 месяцев, приравняв таким образом нашу гарантию к гарантии производителя.

Вы занимаетесь ремонтом достаточно крупного промышленного оборудования, которое не всегда можно демонтировать и привезти к вам. Практикуете ли выезд специалистов на объект?

В случае, когда сервисная компания состоит из одного человека, в распоряжении которого имеется только осциллограф и паяльник, нет особой разницы, производить ремонт на выезде или в лаборатории, однако шансы на успешное решение вопроса при сотрудничестве с такой компанией значительно снижаются, а обеспечить гарантию становится практически невозможно.

Мы же выезжаем на объект только в случае ремонта крупногабаритного оборудования. При этом на выезде инженер только идентифицирует и демонтирует неисправные узлы. Непосредственно сам ремонт практически всегда производится в нашей лаборатории. Связано это с двумя основными факторами: во‑первых, для качественной диагностики и ремонта необходимо использовать большое количество специализированного оборудования, перемещать которое не всегда просто, а во‑вторых, в сложных случаях над блоком зачастую работает не один инженер, а целая команда. Мы используем так называемый «коллективный разум», когда специалисты с различным опытом вместе находят решение сложных проблем.

Вопрос скорее юридического характера. Если собственнику оборудования по каким-либо причинам не хочется обращаться в официальные гарантийные сервисы (в случае, например, удаленного расположения), то ремонт у вас снимает его с официальной гарантии или тут есть нюансы?

В нашей стране пока нет закона «О праве на ремонт», поэтому заказчик с поставщиком оборудования руководствуются принципами договорных отношений. Однако практика показывает, что если заказчик обращается к нам до истечения гарантийного срока оборудования, то другие способы решения проблемы уже исчерпаны и вопрос с заводской гарантией уже неактуален.

Ну и главный вопрос – финансовый. Насколько дешевле отремонтировать, чем списать старое и купить новое оборудование? Ведь важно помнить еще и о дальнейшей стоимости владения.

Безусловно, отремонтировать оборудование всегда дешевле, чем купить новое. Также необходимо учитывать сроки поставки, которые могут занимать до нескольких месяцев в отличие от стандартного срока ремонта в 5–15 рабочих дней. Еще один немаловажный фактор: новое оборудование часто нужно настраивать, программировать, интегрировать с системой в отличие от отремонтированного, которое после установки на старое место просто продолжает работать.

Таким образом, организация, которая ремонтирует вышедшее из строя оборудование, значительно повышает его экономическую эффективность и снижает стоимость владения.

Остановимся подробнее на нашей теме – частотных преобразователях. Каковы стоимость их ремонта в процентном отношении к новому оборудованию и дальнейшая стоимость владения?

Говоря непосредственно о частотных преобразователях и причинах их выхода из строя, можно отметить, что в большинстве случаев это происходит из-за тех или иных внешних воздействий: скачка напряжения, неправильной эксплуатации, загрязненности, влаги и т. д. Заводской брак тоже встречается, но, во‑первых, это случается достаточно редко, а во‑вторых, обычно проявляется в гарантийный период и устраняется. Соответственно, если внешние причины устранены, неисправные элементы заменены на качественные исправные, контакты восстановлены, профилактика проведена, то отремонтированный частотный преобразователь может дальше служить так же, как и новый, при том что стоимость ремонта практически всегда в 2–3 ра­за ниже стоимости покупки нового. Если же добавить к этому гарантию в 12 месяцев, равную гарантии производителя, то выгода становится еще очевидней. Пример из нашей практики: бюджет, выделяемый предприятием на поддержание работоспособности производственного процесса (по большей части это была замена неисправного оборудования на новое), составлял 10 миллионов рублей в год. После проведения нами технического аудита выяснилось, что около 50 процентов заменяемого оборудования подлежит ремонту. В результате сейчас предприятие экономит 3 миллиона рублей в год, что позволяет как выплачивать сотрудникам премиальные за повышение эффективности, так и проводить техническое перевооружение в приоритетных направлениях.

ООО «Инженерная компания «555», 
г. Санкт-Петербург,
тел.: +7 (812) 429‑6947,
e‑mail: mail@ik555.ru,
сайт: ik555.ru

Читать мнение других участников 

Опубликовано в журнале "ИСУП" № 2(80)_2019


ПЛК С МУЛЬТИСЕНСОРНЫМ ЭКРАНОМ
10,4", ПЛК + HMI c встроенным мультисенсорным экраном производства Unitronics
www.klinkmann.ru