Реализация требований Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» привела к непростой ситуации на рынке потребления энергоресурсов, когда, с одной стороны, субъекты рынка обязаны производить расчеты за поставляемые ресурсы по фактическим показаниям приборов учета, а с другой – не имеют возможности осуществлять оперативный сбор данных и их комплексную обработку. В принятых в ноябре 2013 года Правилах коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в части проектирования и монтажа узлов учета (УУТЭ) требования к их обязательной комплектации устройствами автоматизированной связи с диспетчерскими системами отсутствуют.
Группа компаний «Взлет», г. Санкт-Петербург
Оценка ситуации на рынке учета энергопотребления: бессистемная информатизация
Действующее законодательство РФ возлагает обязательства по предоставлению информации о показаниях общедомовых приборов учета (ПУ) на потребителей коммунальных ресурсов (в лице управляющих компаний из сферы ЖКХ). Контроль за работой приборов, а также контроль достоверности данных потребления ресурсов возложены на ресурсоснабжающие организации (РСО). И наконец, обработка информации о потреблении энергоресурсов и проведении начислений по ним входит в обязанности расчетно-информационных центров (РИЦ).
Лавинообразное увеличение парка приборов учета и отсутствие у организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами, определенной квалификации по их содержанию и обслуживанию, привело к образованию рынка сервисных услуг, на котором специализированные организации выполняют работы по обслуживанию приборов. Финансирование деятельности этих организаций, в том числе по установке и развитию автоматизированных информационно-измерительных систем, обеспечивающих сбор данных с узлов учета (АИИС), осуществляется за счет средств, собираемых с квартплаты, что, однако, не является повсеместной практикой.
Эпизодическое решение вышеуказанных вопросов привело к так называемой «локальной диспетчеризации» с участием разнородных АИИС, не отвечающей насущному сегодня требованию системного подхода к решению отраслевых проблем в целом. В организационном плане это выглядит так: один из хозяйствующих субъектов рынка по собственной инициативе устанавливает у себя автоматизированную систему, выполняющую сбор данных с узлов учета, используя при этом, как правило, каналы операторов сотовой связи. Это частично решает локальные задачи конкретного субъекта, однако ни о какой систематизации и доступности этой информации для остальных участников рынка речи не идет. Кроме того, сегодня уже назрела проблема так называемой «последней мили» при создании государственных информационных систем (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ), как в технической составляющей проектов внедрения АИИС, так и в организационной, поскольку информационные базы сосредоточены в руках в основном субъектов малого бизнеса и зачастую не отвечают требованиям ГИС по полноте и регламентам предоставления информации. Что вполне понятно, ведь деятельность коммерческих организаций в первую очередь направлена на получение прибыли. Кроме того, разрозненные локальные АИИС в ближайшие годы морально устареют, а их модернизация потребует новых средств, источник которых законодательно не определен.
Стоит отметить, что в действующем законодательстве нет и однозначной трактовки источников, из которых должны быть профинансированы работы по созданию и обслуживанию полноценных АИИС. Между тем их эксплуатация требует финансирования на постоянной основе. Сегодня существуют несколько возможных источников финансирования:
- включение стоимости устройств связи для АИИС в стоимость установки и обслуживания узлов учета;
- финансирование из собственных средств РСО;
- финансирование за счет жителей многоквартирных домов;
- бюджетные субсидии из целевых программ.
Решая вопрос систематизации данных с приборов учета различными методами, с точки зрения как технической, так и экономической составляющей, мы рискуем получить очередную экономическую «дыру», которая приведет к новому витку роста тарифов на услуги ЖКХ и возникновению потребности в дополнительном бюджетном финансировании и невозможности сведения топливно-энергетического баланса как в разрезе отдельно взятой энергосистемы, так и в рамках субъекта РФ. Кроме того, отсутствие единой системы, предоставляющей полноценную и оперативную информацию о потреблении энергоресурсов, сегодня не позволяет говорить и об объективной оценке реализации Федерального закона № 261‑ФЗ.
Отсутствие в настоящее время правового регулирования развития процессов систематизации данных с ПУ и выработанных единых подходов по контролю и финансированию данной деятельности в будущем не позволит эффективно решить вопросы дальнейшего развития приборного учета потребления энергоресурсов, усугубит проблему неконтролируемого «парка» приборов и серьезно снизит эффективность реализуемых в регионах программ энергосбережения. Стоит отметить, что вышеперечисленные проблемы приведут к росту тарифов в ЖКХ и негативно скажутся на социальной сфере, ведь квартплата заметно подрастет.
Рис. Скриншоты программного комплекса автоматизированной информационной системы
«Оператор коммерческого учета»
Концепция единого информационного пространства
Для построения успешно функционирующей экономической модели рынка потребления энергоресурсов нужна система, позволяющая всем участникам рынка находиться в едином информационном поле. Центром этой системы является многофункциональный оператор (МФО). Именно в нем аккумулируется вся информация со всего приборного парка, доступ к которой, с некоторыми разграничениями, разумеется, имеют все участники рынка (РСО, РИЦ, управляющие компании ЖКХ). Кроме того, всю картину производства и потребления энергоресурсов видит и государство (ГИС ЖКХ), что дает огромные возможности для оперативных изменений в рамках реализации политики энергоэффективности как в отдельном взятом городе, так и в целом регионе или даже всей стране. Стоит отдельно сказать, что реализация подобного проекта, призванного вывести рынок энергоресурсов на качественно новый уровень, возможна только в формате государственно-частного партнерства. Это связано прежде всего с тем, что реализация подобных масштабных преобразований, являющихся системообразующими для отрасли, невозможна без наличия государственного регулирования и прямого участия государства в данных процессах.
Перечислим основные преимущества данной концепции:
- расчеты между поставщиками и потребителями энергоресурсов становятся полностью прозрачными на всех этапах;
- снимается социальная напряженность, так как жители могут контролировать расходы за предоставленные энергоресурсы;
- прозрачность одной из сфер ЖКХ делает ее более привлекательной для инвестиций;
- возможность анализа и планирование реализации политики энергоэффективности в регионе на основании достоверных и оперативных данных.
Сегодня уже разработаны и программно-аппаратные средства, позволяющие эффективно решить задачи построения единого информационного пространства. Программный комплекс автоматизированной информационной системы «Оператор коммерческого учета» (ПК АИС «ОКУ») дает возможность организовать оперативное получение данных приборного учета, преобразовать их в «коммерческий» формат для начисления платы за поставленные потребителям энергоресурсы, обеспечить анализ и обработку данных наряду с выявленными нештатными ситуациями, произвести корректировку качества предоставления коммунальных услуг, а затем передать требуемую информацию всем заинтересованным участникам рынка (РСО, УК ЖКХ, РИЦ, населению, контролирующим структурам власти) и обеспечить ее своевременное поступление в государственные информационные системы.
ПК АИС «ОКУ» также способен предоставить информацию о существующем приборном парке (в том числе его состоянии и работоспособности), позволяет производить анализ объема потребления энергоресурсов, обеспечивает возможность интеграции данных учета в расчетные комплексы РСО и РИЦ, а также позволяет организовать электронный документооборот между участниками рынка.
Рис. Построение системы единого информационного пространства
Повсеместное внедрение и запуск в эксплуатацию полноценных, сертифицированных систем сбора и передачи достоверной информации о потреблении ресурсов будет способствовать повышению энергоэффективности регионов РФ, обеспечит оперативность передачи данных в формируемые государственные информационные системы (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ) и повлияет на сроки формирования института операторов коммерческого учета коммунальных ресурсов как эффективного инструмента мониторинга процессами энергосбережения в стране.
Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 1(49)_2014
Э.Л. Ломакина, специалист Службы управления комплексными проектами,
Группа компаний «Взлет», г. Санкт-Петербург,
тел.: (800) 333-8887,
e-mail: mail@vzljot.ru,