Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Диспетчеризация учета энергоносителей - эффективный инструмент энергосбережения

Продолжаем публикацию цикла статей об опыте реализации региональными сервисными центрами систем диспетчеризации с применением приборов фирмы ЛОГИКА. В статье рассматривается построение такой системы НПП "ЭЛЕКОМ" в г. Екатеринбурге. 

ЗАО НПФ ЛОГИКА, г. Санкт-Петербург

Logika-NPF.png

Процесс установки систем учета энергоносителей на современном этапе становится обыденным делом. Проектирование новых объектов осуществляется с обязательной установкой приборов учета. Установка приборов учета становится массовой. Однако, кроме осуществления расчетов за фактически потребленную энергию, мы ждем от приборов учета чего-то большего, а именно решения вопросов энергосбережения. Мы хотим меньше тратить энергии и, соответственно, меньше платить. Однако, ни для кого не секрет, что учет энергоносителей, как основной элемент энергосбережения, зачастую не приносит того результата, на который рассчитывали. От чего это происходит? Давайте разберемся. Для начала не поленимся и еще раз определимся с целями, которых мы хотим достичь, устанавливая приборы учета. Такими целями являются:
1) расчеты с поставщиком энергоресурсов по показаниям приборов. Это необходимо для оплаты энергии по факту объемов ее потребления и исключения из платежей стоимости потерь, которые несут энергоснабжающие организации, транспортируя энергоносители;
2) проведение эффективных мероприятий по энергосбережению. Действительно, если не будет учета, то никакого эффекта от мероприятий по энергосбережению не получить, просто потому, что его нечем будет зафиксировать.

Для достижения поставленных целей приборы учета должны обладать следующими основными качествами:
1) достоверность измерения;
2) удобство эксплуатации;
3) оперативность предоставления информации.

Если не будет хотя бы одного из перечисленных качеств, о расчетах по показаниям приборов и эффективной работе по энергосбережению можно забыть. И действительно, если показания приборов недостоверны, энергоснабжающие организации не будут принимать их к расчетам и, кроме того, такие данные невозможно использовать при проведении энергосберегающих мероприятий. Если отсутствует удобство, то при получении данных возможны ошибки и, кроме того, существует риск саботажа обслуживающего эти приборы персонала. Если нет оперативности в получении информации, то остается риск того, что данные за период были недостоверны, расход энергии больше, чем рассчитывали, или приборы длительное время не функционировали.

Современные приборы учета большинства известных российских производителей таких брендов, как, например “ЛОГИКА” (ЗАО НПФ ЛОГИКА, г. Санкт-Петербург: вычислители тепла и газа СПТ и СПГ, теплосчетчики ЛОГИКА 9941 и ЛОГИКА 9943 и др.) обладают высокой достоверностью измерения и широкими возможностями для комфортной эксплуатации и оперативного получения информации. Реализовать эти возможности можно только одним способом - созданием системы диспетчеризации. Система диспетчеризации учета энергоносителей - это организация оперативного информационного обмена и обработки информации между приборами учета и человеком при помощи современных средств связи и компьютерной техники. Несмотря на очевидность необходимости таких систем (особенно у корпоративных пользователей), стремление потребителей минимизировать затраты на этапе установки приборов приводит к тому, что на практике организация системы диспетчеризации очень редка. Вот и получается:
- проверить достоверность работы приборов в реальном времени сложно;
- приборы расположены в подвалах, теплопунктах и пользоваться ими неудобно;
- оперативности нет;
- приборы выходят из строя, а информация об этом поступает слишком поздно.

Таким образом, часто это и приводит к отсутствию тех результатов, которых мы ожидали от приборов учета. 

pic_1.jpg
Рис. Схема диспетчеризации

Однако сегодня процесс организации диспетчерской связи и обработки информации с приборов все же набирает обороты, все больше потребителей осознает необходимость этого. Все больше людей начинает заниматься реальным энергосбережением, а не просто установкой приборов учета. А это требует применения современных методов получения и обработки информации. Согласитесь, гораздо эффективнее и удобнее не “лазить по подвалам” для снятия показаний, а оперативно и достоверно получать, обрабатывать информацию на компьютере и принимать своевременные решения. Кроме того, современные программные продукты позволяют не только наглядно увидеть историю потребления энергии за часы, сутки месяцы и годы, но и подскажут, где и когда происходили или происходят неполадки и своевременно уведомят сервисную службу о необходимости ремонта или наладки.

Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что диспетчеризация является эффективным инструментом энергосбережения и без нее реализовать стремления по снижению бремени затрат на энергоресурсы достаточно сложно.

Таким образом, ответ на вопрос: “Почему зачастую не оправдываются наши ожидания от установки приборов учета?”, заданный в начале нашей статьи, заключается в отсутствии на большинстве узлов учета энергоносителей (особенно у корпоративных пользователей узлов учета) необходимого минимального набора элементов системы диспетчеризации, которыми являются:
- устойчивая техническая связь между приборами учета и персональным компьютером;
- наличие специализированного программного продукта.

Конечно, оптимально создавать систему диспетчеризации одновременно с установкой приборов учета. Это дешевле и позволяет экономить больше. Минимальная стоимость данной услуги колеблется в пределах от 6 000 до 15 000 руб. вместе с оборудованием. Подумайте сами, это стоимость 10 - 50 Гкал тепловой энергии! Вы потребляете 0,2 Гкал/час? Значит, платите около 100 000 руб./мес. Сколько можно потерять, если энергоснабжающая организация не примет отчет? Думается, это не стоит приведенных выше разовых затрат.

Сегодня существует много различных вариантов построения систем диспетчеризации энергоснабжения. Например, ООО НПП “ЭЛЕКОМ” предлагает услуги по установке приборов учета и построению систем диспетчеризации для воды, тепла, пара, газов, электроэнергии и др. Клиентами являются потребители, имеющие как один объект, так и крупные клиенты, имеющие 100 и более  объектов учета. Предлагаемые системы диспетчеризации имеют разные возможности и могут состоять из следующих уровней: 
1) нижний уровень - диспетчеризация объекта, необходим для обеспечения эффективной работы эксплуатирующего персонала;
2) средний уровень - подключение к диспетчерскому пульту сервисной службы, необходим для обеспечения надежной работы приборов учета и их своевременной профилактики и ремонта;
3) верхний уровень - диспетчеризация контролирующей службы, необходим для определения эффективности вложения финансовых средств в энергосберегающие проекты и мониторинга энергопотребления.

Таким образом, правильная организация системы учета энергоносителей с использованием современных технических средств, включающая систему диспетчеризации энергоснабжения, позволяет получить максимальный экономический эффект от ее внедрения.

Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 2(14)_2007

ЗАО НПФ ЛОГИКА, г. Санкт-Петербург,
тел/факс: (812) 252-29-40,