Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Автоматизированные системы технического обслуживания и ремонтов


ООО “ЭнТехЭко”, Украина, г. Харьков

Эффективное управление техническим обслуживанием и ремонтом - важный фактор в повышении конкурентоспособности компаний. Особенно актуально это для предприятий, связанных с транспортом, техническим сервисом, энергетикой.


Механизмы, как и организмы, любят уход и заботу. Успехи медицины, профилактические мероприятия, повышение качества воды и воздуха позволили увеличить среднюю продолжительность жизни в развитых странах Европы на десятки лет. Точно так же и надлежащее техническое обслуживание, и своевременный - по факту состояния, а не после аварий - ремонт способны существенно продлить срок службы промышленного оборудования. А также сократить затраты на его содержание (например, за счет снижения расходов на устранение последствий внеплановых остановок), повысить общую надежность работы предприятия и т. д.
Для крупных предприятий, особенно использующих сложное и дорогое оборудование, вопросы ТОиР - технического обслуживания и ремонтов - играют крайне важную роль. Затраты таких предприятий на ТОиР могут составлять более половины общих расходов на производство продукции. Энергетика, транспорт и транспортные узлы (порты, станции), горнодобывающие и горнообогатительные предприятия - этот список можно продолжить.
В СНГ дополнительное значение ТОиР придает высокая изношенность производственной базы многих предприятий, а также повышение в последнее время требований к экологической безопасности их деятельности.

Ручной труд на плечи машин

При наличии на предприятии десятков тысяч единиц оборудования, подлежащего контролю состояния, обслуживанию, периодическим ремонтам и модернизации, эффективно выполнять ТОиР - непросто. Еще сложнее, если это оборудование “разбросано” по множеству территориально удаленных объектов.
Облегчить управление ТОиР, повысить его эффективность призваны специализированные компьютерные программы. Автоматизированные системы такого рода уже свыше 20 лет разрабатываются и применяются на западных предприятиях. Для их обозначения используется аббревиатура CMMS (Computerized Maintenance Management Systems), то есть компьютерные системы управления ТОиР. В настоящее время все более широкое распространение получают так называемые EАМ-системы (Enterprise Asset Management), обобщающие концепцию CMMS и комплексно охватывающие весь объем процессов, связанных с управлением основными фондами и полным жизненным циклом оборудования (от проектирования до списания). Работы по автоматизации управления предприятиями велись в свое время и в СССР, в частности, в “ЦНИИКА” (Центральном научно-исследовательском институте комплексной автоматизации). Но интерес к этим, да и не только к этим информационным системам совпал с периодом начала глобальных политических преобразований, приведших к распаду СССР. В этих условиях вопросы автоматизации отошли на второй план.
В то же время западные предприятия, чтобы найти достойный ответ экономическому наступлению японских и других азиатских компаний, активно искали пути повышения конкурентоспособности.

toir_1.jpg

Основная задача, стоящая перед CMMS-системами, - это уменьшение затрат на обслуживание оборудования и повышение надежности его работы, что в конечном счете призвано снизить себестоимость производимой продукции и обеспечить стабильность работы предприятия. Последнее отнюдь немаловажно - ведь это в том числе и имидж в глазах партнеров, потребителей и инвесторов, то есть обеспеченный сбыт и перспективы развития.
Если говорить о количественных оценках, то здесь приходится опираться преимущественно на западный опыт - в СНГ статистика такого рода фактически отсутствует. Так, корпорация “Technology for Energy” npoанализировала в 1998 году деятельность более 500 предприятий энергетики США и Европы.
Выяснилось, что применение диагностического мониторинга в ЕАМ-системах может обеспечить сокращение затрат на ремонт оборудования до 50-80 %, расходов на техническое сопровождение до 50-80 %, объемов материально-производственных запасов до 30 % и повышение рентабельности производства до 20-60 %. С учетом опыта других отраслей и данных других источников, можно говорить о характерном уменьшении на 20 и более процентов затрат на ТОиР. При этом средняя окупаемость внедрения CMMS- и ЕАМ-систем - 1,5-2 года. Даже с учетом возможных погрешностей при анализе, скидок на чрезмерный “рекламный энтузиазм” поставщиков ЕАМ-систем, а также различий в экономических условиях СНГ и стран Запада - все это весьма впечатляет.

Вместе или порознь?

Почему ЕАМ-системы выделяют в отдельный класс и почему бы не объединить все в рамках уже достаточно привычных ERP-систем (Enterprise Resources Planning - планирование и управление ресурсами предприятия)? 
Дело в том, что техническое обслуживание и ремонты оборудования, или - в более широком варианте - управление основными фондами, не просто большой и достаточно самостоятельный бизнес-процесс, “достойный” собственной системы автоматизации. Это еще и свой подход к организации работ, далеко не во всем созвучный основным положениям концепции MRP/ERP.
Действительно, ERP-системы изначально ориентировались на дискретное производство с заданным циклом операций определенной длительности. При этом основная задача ERP-системы состояла в том, чтобы максимально способствовать производству заданного объема определенной номенклатуры продукции в заданный срок и с минимально возможными издержками.

В случае ремонтов задача несколько другая - не просто снизить до минимума издержки при выполнении определенных процедур, но и сократить сами работы - как по видам, так и по объему (добиться в идеале полного отсутствия внеплановых остановов и связанных с ними аварийных ремонтов). Кроме того, ремонтная деятельность проводится в условиях существенной неопределенности данных - даже при всестороннем мониторинге состояния и износа оборудования объем и номенклатура необходимых запасных частей все равно носит вероятностный характер - в отличие от конвейера (зона “ответственности” ERP-системы), где все необходимые детали строго определены (и исходя из заказа, можно точно рассчитать, сколько и чего должно быть в то или иное время на складе).

Из-за этих и других особенностей ремонтная деятельность часто выделена на предприятиях организационно. Впрочем, не только на предприятиях - вспомним автосервис как самостоятельную отрасль, специализированные предприятия по ремонту и модернизации авиационной техники, в конце концов - “Рембытсервис”.
С другой стороны, модули автоматизации ТОиР (или ТОРО - технического обслуживания и ремонтов оборудования) присутствуют в целом ряде ERP-систем западного производства (SAP R/3, IFS Applications) и интегрированных систем управления предприятиями, разработанных в СНГ (“Галактика”, “Парус”, “1Т-Предприятие”).
Причины востребованности специализированных CMMS- и ЕАМ-систем в том, что они являются экспертными разработками, что с учетом отмеченной выше специфики крайне важно. Система-специалист, как и любой профи, предоставляет, как правило, более полное, всестороннее, глубокое решение поставленной задачи. Комплексная же система (в данном случае ERP) дает более широкий охват задач в одной “упаковке”, хотя порой и ценой меньшей проработанности отдельных направлений.
Сегодня право на жизнь вполне успешно доказывают оба подхода к автоматизации ТОиР. Какой из них выбрать для конкретного предприятия - во многом зависит от значения ТОиР в его хозяйственной деятельности. Здесь, как в медицине, - если вам нужно общее обследование и наблюдение, вы идете в поликлинику. Но если вас беспокоит важная и постоянная проблема, то вы предпочитаете обратиться в специализированные центры, где и нужное оборудование есть, и практика специалистов по данному профилю больше, и комплекс услуг обычно шире.
toir_2.gif
В СНГ есть и своя специфика в проблеме “выбрать специализированную систему или ERP”. Обычно внедрение ERP-систем происходит по схеме, когда в первую очередь речь идет о финансовых модулях, модулях расчета зарплаты, снабжения и сбыта, ведения складского хозяйства, отношений с клиентами. К собственно производственным участкам, особенно носящим “вспомогательный” характер, приступают позже всего, когда уже затрачены немалые временные, людские, финансовые ресурсы, где-то энтузиазм уже не тот и т. д. В результате автоматизация такого важного участка, как ТОиР, нередко переносится на перспективу. Приобретение же специализированной CMMS- или EАМ-системы позволяет не откладывать автоматизацию ТОиР в долгий ящик.

Практика автоматизации ТОиР

В качестве примера рассмотрим программный комплекс АСУ РТО (автоматизированная система управления ремонтно-техническим обслуживанием), разработанный харьковской компанией “ЭнТехЭко”. Причины такого выбора просты - пожалуй, это единственное представленное в Украине специализированное решение для автоматизации управления ТОиР, для которого есть опыт практической эксплуатации на отечественных предприятиях в течение сколько-нибудь продолжительного времени.

Система АСУ РТО была создана в 2000 году. Она спроектирована и разработана с участием специалистов, ранее работавших в “ХИКА” (Харьковском институте комплексной автоматизации, бывший филиал “ЦНИИКА”), и опирается на мощную теоретическую и практическую базу (перечни и регламенты работ по ТОиР; нормативную и техническую документацию, базы комплектующих, узлов и агрегатов промышленного оборудования и т. д.). В ней учтены также подходы, заложенные в лучших западных аналогах. Как следствие, в АСУ РТО сочетаются развитые функциональные возможности с детальным учетом специфики и норм организации производства, принятых в СНГ.

В настоящее время система АСУ РТО используется на таких предприятиях, как Углегорская, Змиевская, Трипольская ТЭС, продолжается внедрение второй очереди системы на ТЭЦ-5 АК “Киевэнерго”. Накопленный опыт практической эксплуатации очень важен - не секрет, что для создания эффективной системы автоматизации необходимы серьезные финансовые и людские ресурсы. Поэтому реально любая система проходит ряд этапов зрелости, с каждым годом “обрастая” все более развитыми возможностями, предоставляя лучшие сервисы, повышая удобство пользования и т. д.

Существенным отличием системы АСУ РТО является наличие ГИС-модуля. ГИС - технология геоинформационных систем - позволяет АСУ РТО эффективно работать с территориально распределенными объектами. Благодаря ГИС пользователь не только видит, где и какой объект находится на местности (на карте), какое оборудование на нем установлено, каковы его характеристики, текущее состояние и т. д., но и может выполнять целый ряд операций по поиску и сортировке объектов, перемещению оборудования.

Для повышения эффективности планирования работ по ТОиР система АСУ РТО может быть интегрирована с системой Microsoft Project. Это позволяет выполнять тонкую доводку календарно-сетевых графиков работ и планов использования ресурсов в процессе выполнения ТОиР.
Среди относительных недостатков АСУ РТО - отмеченная выше и присущая в принципе всем специализированным системам сосредоточенность на одном бизнес-процессе. Понимая это, разработчики предусмотрели возможности интеграции системы с финансово-экономическими программными комплексами и ERP-системами - как производимыми самой компанией “ЭнТехЭко” (в частности, комплексом “Финансовая Коллекция”), так и разработками сторонних производителей. Возможен также интерфейс с системами уровня АСУ ТП, что создает основы для перехода к обслуживанию и ремонтам оборудования по его состоянию - наиболее прогрессивному и эффективному способу ведения ТОиР на сегодня.

Для многих предприятий вопросы повышения эффективности использования производственных фондов и снижения затрат на их обслуживание - одни из самых острых. Улучшение в последние годы экономического положения дает возможность вплотную заняться автоматизацией такого важного участка, как ТОиР. Наверное, пришло время превратить эту возможность в практику экономической жизни. 
Статья предоставлена Украинским промышленным журналом “ММ Деньги и Технологии”.

Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 1(5)_2005

ООО “ЭнТехЭко”
Якименко А.,
тел: 38 (0572) 196 833, marketing@entecheco.com