Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Автоматизация производственных процессов на приборостроительном предприятии ОАО «Елатомский приборный завод»

В статье рассматривается внедренная система автоматизации производственных процессов на приборостроительном предприятии ОАО «Елатомский приборный завод». Решение позволяет решить ряд важных вопросов, касающихся осуществления учета и планирования на производственном предприятии.

ОАО «Елатомский приборный завод», г. Елатьма

Елатомский-приборный-завод.gif
\

ОАО «Елатомский приборный завод» – одно из старейших предприятий страны, в настоящее время успешно занимающееся разработкой и выпуском медицинских приборов. Основная цель предприятия – выпускать надежные, эффективные и безопасные приборы, которые помогают сохранять, а во многих случаях и восстанавливать здоровье людей.

На сегодняшний день в качестве одной из ключевых задач развития ОАО «Елатомский приборный завод» определено внедрение комплексной системы автоматизации производственных и управленческих процессов предприятия. Без решения этой задачи невозможен дальнейший рост производства и повышение качества выпускаемой продукции.

В результате тщательного анализа рынка программных продуктов, предназначенных для автоматизации производственных предприятий, руководство ОАО «ЕПЗ» приняло решение использовать конфигурацию «ИТРП: Производственное предприятие 8 Стандарт», разработанную компанией «Институт типовых решений – Производство» (ИТРП) на платформе «1С:Предприятие 8». При относительно невысокой стоимости внедрения программный продукт обеспечивал функциональные возможности, достаточные для решения существующих задач предприятия и четко ориентированные на автоматизацию производства дискретного типа. Дополнительным преимуществом при выборе программного продукта стал обширный опыт компании-разработчика по настройке и внедрению комплексных информационных систем именно на производственных предприятиях.

В момент старта проекта внедрения на предприятии уже использовались программные продукты «1С» («1С: Бухгалтерия 8» и «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8»). Однако ресурсов этих конфигураций оказалось недостаточно для решения таких задач, как учет движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), планирование выпуска деталей и сборочных единиц (СЕ), планирование закупок, план-фактный анализ производственного плана, анализ плановой и фактической трудоемкости, расчет плановой и фактической себестоимости и т.д.


Ris1.jpg

Рис. 1. Фрагмент отчета «План-фактный анализ производства»


База спецификаций

Выбранная конфигурация «ИТРП: Производственное предприятие 8 Стандарт» в первую очередь позволила сформировать базу спецификаций всей выпускаемой на предприятии продукции и полуфабрикатов. Благодаря внедрению программного продукта технологи предприятия получили возможность создавать, сохранять и редактировать маршруты изготовления изделий (спецификации). Каждый маршрут позволяет создавать, хранить и корректировать:
- список необходимых технологических операций с указанием времени выполнения каждой;
- список требуемых материалов и полуфабрикатов (как основных, так и вспомогательных);
- список исполнителей с указанием профессии и разряда; выбрать нужную «сетку» для каждого исполнителя и т.д.

Кроме этого в программе реализована возможность разбить процесс изготовления и выпуска продукции на несколько этапов и отслеживать количество выпущенных приборов на разных стадиях изготовления, например на этапах сборки, контроля качества или упаковки.

Процесс создания базы спецификаций занял несколько месяцев. В настоящий момент маршруты содержат все необходимые данные с учетом требований единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Для поддержания базы в актуальном состоянии ежедневно вносятся текущие изменения.

База спецификаций стала основой для автоматизации процесса планирования. Благодаря ее функциональным возможностям специалисты предприятия могут оперативно рассчитывать потребности в выпускаемых и закупаемых полуфабрикатах и материалах, с учетом имеющихся на складах и в незавершенном производстве остатков. В результате сократились сами остатки и высвободилась часть оборотных средств.


Ris2.jpg

Рис. 2. Фрагмент отчета «Плановая трудоемкость»


Учет ТМЦ

Параллельно с процессом создания базы спецификаций шло освоение других функциональных возможностей программного продукта. Прежде всего, это касалось инструментов учета ТМЦ на складах и в производстве. Для отражения складских операций в программе существуют электронные формы документов, являющиеся аналогами привычных для специалистов предприятия документов, таких, как «Требование-накладная», «Расходная накладная», «Межцеховое перемещение» и т.д.

У сотрудников ОАО «ЕПЗ» не возникло сложностей в освоении нового функционала по учету ТМЦ, так как складской учет на предприятии был налажен достаточно эффективно, чему помогала уже внедренная программа «1С:Бухгалтерия 8».


Автоматизация производственных операций

Значительно труднее проходило освоение возможностей конфигурации по автоматизации производственных операций. Руководство предприятия понимало, что в рамках проекта настоятельно требовалось автоматизировать производственный документооборот, поскольку до внедрения нового программного продукта на предприятии для учета выпущенной продукции, полуфабрикатов и списанных в производство материалов использовались электронные таблицы MS Excel. Весь документооборот по данной задаче велся практически вручную, а документация по управлению производством физически занимала несколько стеллажей.
В то же время международная система контроля качества, в рамках которой уже несколько лет работало предприятие, предполагала обязательный учет и хранение всех производственных документов о выпуске как самих приборов, так и каждой составной его части. И, несмотря на специально разработанную систему документооборота, поиск нужной информации о выпущенном, например, в прошлом году приборе занимал достаточно продолжительное время, а некая доля информации вообще терялась.

Автоматизировать учет на производстве, используя только средства типовой конфигурации, не удалось. Специалистам предприятия при участии экспертов компании ИТРП пришлось разработать в системе несколько новых документов, которые отражали специфику данного производства. Благодаря открытости конфигурации ее редактирование и добавление новых документов прошло без проблем. «Свои» документы не влияли на состояние регистров учета, используемых в конфигурации разработчика. Эти документы значительно «облегчили жизнь» диспетчеров на производстве, в обязанности которых входил ввод основных производственных документов конфигурации – «Выпуск продукции» и «Передача ТМЦ на склад».

Внедрение конфигурации позволило полностью перейти на электронный документооборот всех производственных операций. В настоящий момент при необходимости можно по заводскому номеру прибора, выпущенного в любой период, найти документы выпуска самого прибора или входящего в него полуфабриката, партию ТМЦ, наряд-задание с указанием исполнителей, количество партии, дату выпуска и прочую производственную информацию.


Автоматизация планирования

После решения таких важных задач, как создание базы спецификаций (маршрутов) и автоматизации учета ТМЦ на складе и в производстве приступили к автоматизации процесса планирования на предприятии.

Типовые алгоритмы планирования, предложенные разработчиками конфигурации, также пришлось дорабатывать. На их основе с учетом огромного опыта специалистов предприятия удалось создать достаточно удобный механизм планирования, практически в полной мере удовлетворяющий потребностям производства.

Прежде всего был разработан документ для помесячного планирования производства деталей и сборочных единиц. Так же как и в типовом документе, в нем использовались алгоритмы, с помощью которых можно было «разузловать» объемно-календарный план производства (то есть разложить каждое изделие в соответствии с маршрутом на узлы, сборочные единицы, детали и материалы с учетом уровня вхождения и остатков на складе и в производстве). Документ формируется один раз в месяц и содержит в среднем 15 000 строк. Но в отличие от типового варианта этот документ позволяет сортировать, отбирать, редактировать данные. Это дает возможность проанализировать и скорректировать «узкие» места. Также появилась возможность задавать страховые запасы и заделы с учетом коэффициентов, то есть рассчитать потребности в выпускаемых и закупаемых ТМЦ с различной величиной запасов и заделов или без страховых запасов совсем («горящий» вариант).

Для анализа плановых и фактических показателей были разработаны отчеты, которые в отличие от типовых использовали систему компоновки данных. Такие отчеты удобнее в работе и позволяют получать более детализированную информацию. Один отчет может использоваться разными службами, так как позволяет выбрать или сгруппировать информацию в зависимости от задач конкретного производства. Например, для сборочного цеха требуется группировка выпускаемых деталей по участкам, а для участка литья важно знать потребность в полуфабрикатах с привязкой к конечному изделию.

Ниже приведены фрагменты отчетов, которыми пользуются в настоящий момент специалисты предприятия для анализа текущей деятельности:
- План-фактный анализ производства (рис.1).
- Анализ плановой трудоемкости (рис. 2).
- Анализ фактической трудоемкости в разрезе участков (рис. 3).

Ris3.jpg

Рис. 3. Фрагмент отчета «Фактическая трудоемкость в разрезе участков»


Промежуточные результаты и перспективы

Таким образом, внедрение программы помогло решить ряд важных вопросов, касающихся осуществления учета и планирования на производственном предприятии ОАО «Елатомский приборный завод». По состоянию на начало лета 2010 г. на предприятии уже работает ряд функциональных модулей системы, в том числе база спецификаций, инструменты учета ТМЦ, система производственного документооборота и инструменты анализа и планирования.

В настоящее время проект внедрения конфигурации «ИТРП: Производственное предприятие 8 Стандарт» продолжается. В планах специалистов предприятия – внедрение инструментов расчета фактической себестоимости, анализ отклонений от плановых показателей и выявление способов сокращения затрат.


Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 4(28)_2010

Е.В. Шилкина, начальник планового отдела,
ОАО «Елатомский приборный завод», г. Елатьма,
тел.: (49131) 2-09-60


Реклама. АО «КОМПЭЛ»  ИНН 7713005406  LjN8Jsy9H

Реклама. АО «КОМПЭЛ»  ИНН 7713005406  LjN8Jsy9H