Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Облачный сервис диспетчеризации CAREL tERA – универсальное решение задачи управления инженерными системами зданий

Показано, какие преимущества дают облачные технологии для диспетчеризации инженерных систем зданий. Представлены свободно программируемые контроллеры CAREL c.pCO и облачный сервис CAREL tERA, на базе которых очень удобно интегрировать в единую систему диспетчеризации локальные удаленные системы. Перечислены функциональные возможности, обеспеченные облачным сервисом диспетчеризации CAREL tERA: гибкое и удобное подключение устройств, богатая визуализация (в том числе отражение в разных браузерах экрана полевого контроллера) и т. д.

Представительство CAREL в России

Carel.gif

скачать pdf >>

С самого начала развития рынка систем автоматизации инженерного оборудования зданий возник вопрос об организации управления и обслуживания сетей географически распределенных объектов. Однако только технологии, ставшие доступными в последние несколько лет, внедрение концепции интернета вещей в полевые системы автоматизации и глобальная доступность облачных сервисов позволили решить указанную задачу.

Компания CAREL, занимающая лидирующие позиции на мировом рынке систем автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования зданий, уделяет особое внимание внедрению современных технологий в инфраструктуру глобальных систем управления. Ярким примером синергии универсальных полевых контроллеров и облачных технологий является разработанный CAREL сервис диспетчеризации tERA (рис. 1), предоставляющий пользователям широкие возможности по мониторингу и управлению локальными системами даже небольших удаленных объектов, на которых установка специализированных серверов диспетчеризации экономически неоправданна.

Ris_1.jpg

Рис. 1. Сервис диспетчеризации CAREL tERA интегрирует в единую систему диспетчеризации даже локальные удаленные системы

Основное отличие облачной диспетчеризации от традиционных подходов состоит в отсутствии необходимости размещения на объекте какого-либо сервера или специализированного контроллера для сбора информации с отдельных полевых устройств. Сбор, обработка, хранение информации, ее визуализация, формирование и рассылка уведомлений о тревогах и все прочие функции верхнего уровня системы диспетчеризации выполняются в облачном сервисе. Такой подход стал возможен благодаря фундаментальному обновлению линейки свободно программируемых контроллеров CAREL: начиная с 2014 года все новые проекты реализуются на основе линейки c.pCO, обладающей широчайшими коммуникационными возможностями, в первую очередь за счет наличия встроенного порта Ethernet.

Особенно важно, что для взаимодействия с облачным сервисом tERA контроллеру c.pCO не требуется так называемый «статический» IP-адрес – может быть использован любой доступный вариант подключения к интернету, вплоть до домашнего роутера с LTE-модемом для работы буквально в полевых условиях.

Портал tERA позволяет за считанные минуты создать виртуальный «объект» (это может быть определенное здание или иное логическое объединение полевых систем автоматизации) и подключить к нему конкретные контроллеры, получив возможность удобного отображения состояния объекта и входящих в его состав систем (рис. 2). Важно, что для подключения к tERA со стороны оператора не требуется установка какого-либо клиентского программного обеспечения – интерфейс tERA отображается в стандартном интернет-браузере и является полностью кросс-платформенным.

Ris_2.png

Рис. 2. Просмотр сети объектов, подключенных к tERA

Для навигации по объектам может быть использовано представление в виде географической карты с нанесенными на нее метками объектов и указанием общего статуса наличия или отсутствия тревог либо иных событий, требующих внимания персонала. После выбора того или иного объекта пользователь имеет возможность просматривать значения переменных, доступных в контроллере, и при необходимости изменять их значения. Особенно важно, что для организации такого уровня визуализации не требуется создавать какие-либо специализированные страницы – информация отображается в удобном для восприятия унифицированном табличном виде. Однако если потребуется, оператор имеет возможность самостоятельно добавить в интерфейс tERA пользовательские страницы с визуализацией работы оборудования (рис. 3). Для этой цели используется дополнительный бесплатный программный пакет c.Web.

Ris_3_small.jpg

Рис. 3. Отображение информации в виде таблицы и рисунка (увеличить изображение)

Отдельно следует отметить встроенную в tERA функцию визуализации экрана контроллера (рис. 4), которая позволяет не только наблюдать отображение информации на экране физического контроллера, но и удаленно нажимать на кнопки его пользовательского терминала, будто находясь непосредственно рядом с ним на объекте.

Ris_4_small.jpg

Рис. 4. Отображение экрана полевого контроллера в различных браузерах (увеличить изображение)

Все указанные возможности одинаково легкодоступны как через персональный компьютер, так и при работе с любого мобильного устройства, имеющего подключение к интернету, – смартфона или планшета. Это существенно упрощает пусконаладку оборудования и практически снимает необходимость дальних поездок для настройки параметров системы автоматизации или для выполнения сервисного обслуживания.

Наконец, для углубленного анализа поведения оборудования за длительный период времени имеется возможность отображения параметров в виде графиков (рис. 5). При этом tERA хранит архив трендов и позволяет выгрузить массив значений в виде стандартной таблицы в формате Excel за любой выбранный период. Кроме того, пользователь может настроить автоматическое, например ежедневное, формирование таких отчетов с отправкой на указанный адрес электронной почты. Отсутствие «провалов» в трендах обеспечивается за счет значительного объема буферной памяти контроллеров, которая позволяет при отсутствии связи с интернетом в среднем до двух дней автоматически выгрузить данные при восстановлении подключения. При возникновении событий, требующих внимания персонала, соответствующее сообщение отправляется на заранее установленные адреса электронной почты.

Ris_5.png

Рис. 5. Графики параметров

Сервис tERA ориентирован на задачи мониторинга, пусконаладки, сервиса инженерного оборудования зданий, поэтому его основными пользователями являются:
- OEM-производители оборудования, которые могут, используя tERA, предлагать своим заказчикам, кроме собственно оборудования, еще и услуги аутсорсинга сервиса за счет возможности диспетчеризации, встроенной в автоматику по умолчанию;
- инжиниринговые компании, предлагающие услуги монтажа и пусконаладки оборудования с возможностью расширения бизнеса в сторону послегарантийного сервиса;
- компании, специализирующиеся на предоставлении услуг сервиса инженерного оборудования зданий;
- конечные заказчики, стремящиеся получить инструмент мониторинга работы оборудования, в том числе для контроля за эффективностью работы сервисных компаний и службы эксплуатации.

Еще одно принципиальное достоинство облачного сервиса состоит в его масштабируемости. Последовательное наращивание функциональности и расширение возможностей происходит без необходимости переустановки какого-либо программного обеспечения или тем более замены аппаратной части. Новые возможности добавляются разработчиками непосредственно в сервис и сразу становятся доступными пользователям.

Возможность добавления новых алгоритмов обработки информации и наращивания вычислительной мощности определяет долгосрочный тренд развития облачных сервисов, который состоит в постепенном переходе от простого мониторинга к углубленному анализу поведения оборудования, в том числе средствами искусственного интеллекта.

Подводя итог, перечислим основные достоинства системы диспетчеризации инженерного оборудования на основе облачного сервиса CAREL tERA:
- пользовательский интерфейс на русском языке;
- отсутствие необходимости размещения какого-либо серверного оборудования на местах;
- доступ к интернет-порталу tERA возможен с любого устройства, подключенного к глобальной сети;
- не требуется специальная настройка сетевого оборудования на объекте, где установлены системы автоматизации, которые предполагается контролировать;
- детализация информации по оборудованию и возможности управления зависит от типа пользователя, устанавливаемого локальным администратором;
- автоматическая генерация отчетов как по расписанию, так и при наступлении определенных событий, требующих вмешательства обслуживающего персонала;
- поддержка удаленного обновления программного обеспечения полевых контроллеров;
- встроенный инструментарий анализа поведения оборудования путем сравнения параметров во времени и между различными объектами;
- пользовательский интерфейс может быть как минималистичным, состоящим только из таблиц и графиков, так и кастомизированным, оформленным с учетом пожеланий конкретного заказчика.

Подробная информация по оборудованию и программному обеспечению Carel представлена на веб-сайте: www.carel.com.

Опубликовано в журнале ИСУП № 5(89)_2020

Д. А. Смелов, директор по развитию – автоматика для вентиляции и кондиционирования,
Представительство CAREL в России,
тел.: +7 (812) 318-0236 (г. Санкт-Петербург), +7 (499) 750-7053 (г. Москва),
e‑mail: info@carelrussia.com,
сайт: carelrussia.com