Журнал «ИСУП» (Информатизация и системы управления в промышленности)
КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Комплекс ТМ88-1 – от диспетчеризации лифтов к цифровизации лифтового хозяйства

В публикации описаны технические решения по диспетчеризации лифтов на базе оборудования и программного обеспечения комплекса телемеханики ТМ88-1, а также информационная система аварийно-диспетчерской службы лифтового предприятия.

ЗАО «КРОС-НИАТ», г. Ульяновск

KROS-NIAT.png

Немного истории


скачать pdf >>

Первая диспетчерская система для лифтов и инженерного оборудования объектов ЖКХ на ба­зе комплекса ТМ88‑1 встала на дежурство в Ульяновске в далеком 1995 го­ду. Разрабатывался комплекс для замены устаревших к то­му времени комплексов телемеханики ТМ321 и ТМ322. Еще тогда было принято решение использовать в качестве пульта персональный компьютер на ба­зе РС ХТ с ОС DOS. Позднее эта система стала беспроводной – на ба­зе связных радиостанций любого диапазона частот.

В начале этого века было принято другое стратегическое решение – использовать концепцию специализированных лифтовых диспетчерских систем. Так в комплексе ТМ88‑1 появился лифтовой блок, или «Объектовый диспетчерский терминал – лифтовой ОДТ-Л».

Помимо традиционного варианта с проводным однопарным каналом связи впервые в отрасли на рынок бы­ли выведены модификации ОДТ-ЛС с прямой связью с пультом через интернет, ОДТ-Л GSM с работой на сотовый телефон и ОДТ-ЛВС с функцией видеонаблюдения в кабине лифта.


Структура и назначение

Архитектура комплекса ТМ88‑1 максимально проста. Диспетчерский пульт (ДП) – это стандартный мультимедийный компьютер с ОС Windows XP/7/10 и установленным ПО ТМ88‑1 Ether­net. Основная функция любой лифтовой системы – переговорная связь оператора пульта с лифтом – реализована через его микрофон и динамик (колонки).

Канал связи с лифтами – сетевой, проводной и беспроводной (Wi-Fi, 3G/4G). Лифтовые блоки ОДТ‑Л подключаются к не­му напрямую по интерфейсу Ethernet или через концентратор, формирующий локальную проводную линию для групп лифтов в здании. В комплексе ТМ88‑1 это устройство пункта линейного расширения – сетевое ПЛР-С различных модификаций.

Основное назначение любой лифтовой диспетчерской системы – это исполнение требований Технического регламента ТР ТС 011/2011 и связанных с ним стандартов. В этой части комплекс ТМ88‑1 ничем не отличается от аналогов. Его особенности будут представлены ниже.


Лифтовой блок ОДТ-ЛМ DC-DC – экономия на стоимости, монтаже и обслуживании

Развитие систем диспетчерского контроля лифтов было обусловлено следующими факторами:
- современные станции управления лифтом (СУЛ) стали способны выдавать значительный объем диагностической информации через интерфейс. Это притом, что нормативы по диспетчеризации лифта (ГОСТ Р 34441-2018, ГОСТ 33984.1-2018 и ряд других) помимо переговорной связи с пассажиром требуют контроля всего трех сигналов:
-- о срабатывании электрических цепей безопасности;
-- о несанкционированном открытии дверей шахты в режиме нормальной работы;
-- об открытии дверей машинного помещения (МП) или двери шкафа устройства управления лифтом без МП;
- для лифтов без МП возникла проблема размещения лифтового блока внутри электрошкафа;
- многолетний опыт показал, что заказчикам важна не только стоимость диспетчерского оборудования, но и затраты на его монтаж и эксплуатацию. По нормативам требуется бесперебойность переговорной связи при отключении электропитания, что означает необходимость использования аккумуляторов, обычно имеющих срок службы 3–5 лет. И их приходится регулярно заменять.

Для решения этих задач потребителям были предложены диспетчерские блоки ОДТ-ЛМ DC-DC (рис. 1), имеющие следующие особенности:
- компактность (143 × 100 × 35 мм). Такие блоки удобно применять на лифтах без машинного помещения;
- простое подключение – только через разъемные клеммники;
- экономия на монтаже: подключение к сети 220 В на лифте не требуется, бесперебойное питание подается по кабелю связи;
- отсутствие затрат на замену аккумуляторов;
- меньшая стоимость по сравнению с аналогичными изделиями других производителей.

Ris_1.jpg

Рис. 1. Лифтовой блок ОДТ-Л1.1М DC-DC и питающее устройство ПЛР-СПМ

Электропитание 48 В подается на них по свободным парам кабеля FTP от устройства ПЛР-СПМ или блока питания ИБП 48 В.

ОДТ-Л1.1М DC-DC размещается в МП или в электрошкафу СУЛ и обеспечивает переговорную связь с пультом, прием диагностической информации, подключение датчиков сигнализации, дистанционное отключение лифта, авторизацию персонала и ремонтную связь между МП или СУЛ и кабиной лифта.


Диспетчерские блоки ОДТ-Л – оптимальное решение для группы лифтов

Традиционная комплектация диспетчерским оборудованием предполагает установку лифтового блока на каждый лифт. Этот вариант подходит для зданий с МП на одну кабину и для лифтов без МП.

В высотных и административных зданиях в МП обычно размещается лифтовое оборудование на группу лифтов. Это приводит к избыточности диспетчерского оборудования и, как следствие, неоправданно высоким затратам на его приобретение, монтаж и обслуживание.

Решение проблемы – диспетчерский блок, обслуживающий несколько лифтов. В состав комплекса ТМ88‑1 входят терминалы ОДТЛ-2М DC-DC и ОДТ-Л2.1 (рис. 2), заменяющие два «однолифтовых» блока, и ОДТ-Л4.1, обслуживающий 3–4 лифта. Изделия поставляются в модификациях для проводной линии связи и с непосредственным подключением к сетевому каналу связи с пультом (буква С в конце названий: соответственно ОДТ-Л2.1С и ОДТ-Л4.1С).

Ris_2.jpg

Рис. 2. Лифтовые блоки ОДТЛ-2М на два и ОДТ-Л4.1 на четыре лифта

Конструктивно ОДТ-Л2 – это моноблок, ОДТ-Л4.1 имеет в комплекте поставки блок расширения БР ОДТ‑Л. Он служит не только для подключения оборудования 4 лифтов, но и для ремонтной переговорной связи с каждой кабиной.

Бесперебойное электропитание в этих изделиях – от встроенного аккумулятора. Экономия на стоимости, монтаже и эксплуатации оборудования очевидна.


Оборудование переговорной связи – классическое решение

Нормативами установлены особые требования по переговорной связи для лифтов с режимом «перевозка пожарных подразделений», эксплуатации подъемных платформ для малоподвижных групп населения, связи с обслуживающим персоналом. В состав комплекса ТМ88‑1 входит соответствующее оборудование (рис. 3) – блоки переговорной связи лифтовой установки (БПС ЛУ) и переговорные устройства различного назначения.

Ris_3.jpg

Рис. 3. Оборудование переговорной связи в комплексе ТМ88-1

В отличие от аналогов в них используется типовая четырехпроводная схема подключения: «микрофон, динамик, кнопка вызова, общий провод». Это позволяет обеспечить прозрачное подключение БПС ЛУ к любой отечественной диспетчерской системе и лифтам независимо от наличия электропитания и не требует изменения традиционной схемы связи с кабиной.


Комплекс ТМ88-1 – от полной дистанционной диагностики к цифровизации обслуживания лифтов

Как отмечалось выше, современные СУЛ выдают в диспетчерскую систему значительный объем информации. Она фактически соответствует то­му, что наблюдает электромеханик на панели индикации станции. Программное обеспечение комплекса (рис. 4) реализует привычную для лифтовиков визуализацию состояния отечественных лифтов со станциями УЛ, УКЛ, УЭЛ, ШУЛМ, ШК6000, НКУ МППЛ.

Ris_4_small.jpg

Рис. 4. Панель диагностики и фрагмент журнала простоя лифта (увеличить изображение)

На панели диагностики можно увидеть и другие функции, доступные оператору ДП комплекса ТМ88‑1. Среди них – кнопки «эвакуация», «авария» и «механик». Они используются в информационной системе технического и аварийно-диспетчерского обслуживания лифтов (ИС АДС), аккумулирующей данные со всех пультов лифтового предприятия по компьютерной сети.

Эта система разработана и внедрена с участием лифтовиков, поскольку данных от диспетчерского оборудования для отражения реальной работы по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию и обработке заявок бы­ло недостаточно.

Функции ИС АДС:
- составление отчетов по данным журналов событий со всех компьютеров ДП;
- ввод информации, принимаемой операторами ДП по переговорной и телефонной связи;
- обработка текущих заявок;
- идентификация и отслеживание информации об эвакуации пассажиров;
- идентификация и классификация заявок событий и неисправностей лифта, зависящих и не зависящих от электромеханика;
- ведение журнала и выдача отчета по техническому обслуживанию лифта;
- ведение журнала и выдача отчета по простоям лифта;
- аналитика работы лифтов с выдачей отчета по частым остановкам;
- предоставление отчетности за выбранный период времени.

Эта система не только существенно повышает оперативность и качество работы лифтовой АДС, но и позволяет дать объективную оценку работы электромехаников и выполнения ими ТО.

Опубликовано в журнале ИСУП № 2(98)_2022

В. А. Андрушкевич,
директор по развитию,
ЗАО «КРОС-НИАТ», г. Ульяновск,
тел.: +7 (842) 220‑8970,
e‑mail: info@kros-niat.ru,
сайт: kros-niat.ru



SCADA
Поддержка технологии MODBUS, OPC DA, OPC HDA
www.simplight.ru