Основатель компании «ФЛАМАКС» (FLAMAX) Фиргат Зиганшин, выпускник Государственной академии противопожарной службы МЧС, еще в середине «нулевых», используя собственные технические решения, начал заниматься автоматизацией систем пожаротушения. Позже, в 2011–2012 годах, компания начала поставлять резервуары для хранения технической воды, применяемой при тушении пожаров. За эти годы в самых разных регионах России специалистами «ФЛАМАКС» было установлено более 200 резервуаров. Сегодня кроме пожарных резервуаров компания устанавливает резервуары для хранения питьевой и технической воды в системах водоснабжения. Мы обратились к Фиргату Вагизовичу и попросили его рассказать о спектре выполняемых работ, о строящемся заводе в Казани и о том, как компания адаптируется к новым непростым условиям производства и ведения бизнеса.
ИСУП: Вы начинали как производитель противопожарных систем, а позже освоили такое направление, как создание резервуаров для хранения воды. Каким из них занимаетесь сегодня больше? Можно ли сказать, что основной бизнес для FLAMAX – это резервуары, а насосные установки – второстепенный? Или всё в комплексе?
Ф. В. Зиганшин: Для начала уточню: компания действительно работала в сфере противопожарной безопасности, но вначале полностью системы пожаротушения мы не производили. Мы занимались их автоматизацией, интегрируя пожарную сигнализацию и систему оповещения на базе проводной связи. В начале 2000-х годов это было насущное решение, так как системы пожаротушения были очень простыми, их элементы работали разрозненно, и время требовало их модернизации. Нас приглашали как подрядную организацию довольно крупные компании. В частности, мы принимали участие в реконструкции всех электроподстанций в Москве и Подмосковье. А в 2008 году зарегистрировали собственный бренд «ФЛАМАКС» и открыли офис в Москве. Тогда штат компании составлял всего 4 человека.
В 2011 году нашему заказчику понадобились резервуары для систем пожаротушения, и с этого начался новый этап нашей работы. Проанализировав предложения, существовавшие на рынке, мы выбрали французского производителя резервуаров, чью продукцию посчитали наилучшей, и с 2012 года стали его эксклюзивным представителем в России. В 2013 году, после участия в отраслевой выставке «Комплексная безопасность», мы поняли, насколько это востребованная продукция. Сразу несколько компаний, которые представляли свои решения на соседних стендах, решили применить наши резервуары в собственных разработках.
Рис. 1. Резервуары FLAMAX, построенные для завода сухих кормов «Петкорм» в Подмосковье
ИСУП: То есть резервуары для пожарной безопасности оказались перспективным направлением на российском рынке?
Ф. В. Зиганшин: Очень перспективным. Мы тогда решили изучить этот вопрос профессионально и пригласили аналитиков для его проработки. Оказалось, что потребность в таких резервуарах – и не только для систем пожаротушения, но и для водоснабжения, водообеспечения – на российском рынке весьма высока. Но этого мало: маркетинговые исследования показали, что автоматизация систем пожаротушения приносит нам десятую часть доходов, а остальное – резервуары. Поэтому мы решили отказаться от мелких задач и заняться комплексными решениями.
ИСУП: И начали выпускать собственные системы пожаротушения с насосным оборудованием, шкафами автоматики и резервуарами?
Ф. В. Зиганшин: Конечно, это произошло не так быстро. Понадобилось несколько лет, чтобы разработать систему, включающую и резервуары, и насосную станцию, и шкафы автоматики, и питающие и распределительные трубопроводы. Для целенаправленной работы над этим проектом мы пригласили в штат специалистов из разных областей. А с 2016 года начали производить такие системы. Наряду с комплексной системой мы можем поставлять ее отдельные узлы. Можем поставить и станцию в блок-боксе: такая модульная конструкция собирается и тестируется на заводе, а на объект доставляется уже полностью готовая к работе. Блок-боксы применяют, когда резервуар не требуется, потому что вода поступает в систему пожаротушения напрямую из магистрального трубопровода. Но главное, хочу подчеркнуть, что у нас сегодня три основных направления работы: проектирование и монтаж резервуаров, их техническое обслуживание и ремонт, а также построение комплексных систем пожаротушения.
ИСУП: Давайте подробней поговорим о резервуарах. Сразу задам острый вопрос: насколько их производство сегодня локализовано и что планируется в этом направлении сделать в дальнейшем?
Ф. В. Зиганшин: Локализовано в очень в значительной степени. Если раньше мы выполняли только сборку продукции, поставляемой из Франции, то сегодня у нас в Казани готовится к открытию новый завод полного цикла, где мы на основе проектных расчетов с помощью высокоточного лазерного оборудования будем производить листы для резервуаров из сырья российских металлургов (рис. 2). Село Столбище, где расположен завод, – идеальное место с точки зрения логистики. Металл поступает из сопредельных областей, доставить продукцию заказчику тоже достаточно просто.
Рис. 2. Изготовление элементов конструкции в заводских условиях
Кроме того, где-то на 40 % изменилась первоначальная конструкция резервуаров, ведь нам потребовалось приспособить ее к климату нашей страны, а учитывая, что мы поставляем резервуары в самые разные регионы – и северные, и южные, и на Дальний Восток, где нередки землетрясения, и в районы с морским климатом, постоянно приходится вносить какие-то коррективы. Одним из самых удачных нововведений считаю замену конструкции нагревательного элемента. Наши специалисты разработали колбу для установки нагревательного элемента, благодаря которой его можно заменить без слива воды. Эта операция по силам техническому специалисту эксплуатирующей компании.
ИСУП: А в целом какими характеристиками отличаются резервуары под брендом FLAMAX (диапазон размеров, особенности конструкции и т. д.)?
Ф. В. Зиганшин: Одно из главных преимуществ резервуаров такого типа – очень удобная транспортировка и сборка. Ведь объем резервуара может составлять от 25 до 25 000 м3, то есть это достаточно крупный объект. Собираются такие резервуары из относительно компактных элементов – листов, которые умещаются на стандартные европалеты. Для их транспортировки может подойти любой транспорт, что значительно сокращает затраты. Для сборки не требуется тяжелая спецтехника, а также полностью отсутствуют сварочные работы: стальные листы имеют отверстия для болтов, с помощью которых резервуар собирается. Такое сооружение можно собрать даже в стесненных условиях, например, в специально возведенном для него ангаре.
Конечно, необходимо отметить высокие эксплуатационные характеристики. Внутри резервуара размещается ПВХ-мембрана, благодаря ей вода, хранимая в емкости, не соприкасается со стенками резервуара, так что это абсолютно герметичная для хранения воды конструкция (рис. 3). Кроме того, стальные стенки дополнительно защищены от коррозии, потому что на них, как и на болтовые соединения, нанесено гальваническое покрытие.
Рис. 3. Возведение и монтаж резервуара: внутри расположена ПВХ-мембрана, которая не соприкасается с металлическими стенками
Каждый сборно-разборный резервуар FLAMAX проектируется индивидуально, исходя из задач и условий эксплуатации. Ведь разными могут быть не только объем резервуара, но и площадка, выделенная под него, сейсмические, ветровые и температурные нагрузки, а также требования к системам передачи данных. При равных объемах размеры двух резервуаров могут различаться.
ИСУП: А на какие температурные условия рассчитаны такие резервуары? Ведь наверняка они применяются в условиях Крайнего Севера.
Ф. В. Зиганшин: Да, разумеется. Для защиты от очень низких температур вся его поверхность изнутри выкладывается экструдированным пенополистиролом, а также могут применяться нагревательные элементы – ТЭНы. Благодаря утеплению резервуар может успешно функционировать при температурах окружающей среды до –55 °C.
ИСУП: Какие функции выполняет система автоматизации резервуара?
Ф. В. Зиганшин: Ее главное назначение – обеспечить автоматическое и надежное взаимодействие между насосной установкой и резервуаром, а также контролировать состояние жидкой среды. Система включает в свой состав уровнемеры, термометры и другое оборудование для мониторинга состояния жидкости и рабочих параметров системы. Также обеспечивается связь с верхним диспетчерским уровнем, архивирование данных, составление отчетов, визуализация, извещения и другие функции современной SCADA.
ИСУП: Расскажите, пожалуйста, о том, как организуется техническое обслуживание данных объектов. Ведь они разбросаны по всей стране.
Ф. В. Зиганшин: Само по себе это не преграда, главное – иметь соответствующие ресурсы для выполнения этой задачи. Еще относительно недавно сервисным обслуживанием занимались наши монтажники, но в 2019 году мы создали собственную сервисную службу, которая базируется на заводе в Казани, что позволяет нам выполнять в полном объеме техническое обслуживание и ремонт наших систем.
Наши специалисты, во-первых, поддерживают онлайн-связь со специалистами заказчика, обеспечивая консультирование в любое время суток, а во-вторых, выезжают на место для ремонта или замены каких-либо отказавших узлов. Более того, мы ремонтируем не только наше, но и чужое аналогичное оборудование, ведь потребители в последние годы столкнулись с тем, что службы технической поддержки других производителей просто не могут приехать к ним из-за рубежа.
ИСУП: Да, ситуация сегодня непростая, можно остаться без импортных комплектующих. Оборудование каких производителей вы применяете и происходит ли смена брендов в нынешних условиях?
Ф. В. Зиганшин: Ситуация непростая, в частности, за счет того, что оборудование известных западных брендов сегодня очень подорожало, поэтому мы стали переходить на качественное оборудование российских, китайских и турецких производителей. И я скажу так: мы начинали с поставок импортных решений, а сегодня сами производим продукцию с серьезным экспортным потенциалом.
Беседовал С. В. Бодрышев,
главный редактор журнала «ИСУП».
Опубликовано_в журнале ИСУП № 2(98)_2022
ООО «ФЛАМАКС», г. Москва,
тел.: +7 (800) 200-6269,
e-mail: info@flamax.ru
сайт: flamax.ru