Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Облачный сервис для промышленности ICE. Отечественное BaaS-решение

В статье раскрыта суть услуги BaaS, которая значительно облегчает труд разработчиков кросс-платформенных и веб-приложений. Представлен BaaS-сервис ICE российской разработки, указаны его функциональные достоинства, благодаря которым решаются задачи системных интеграторов и производителей ПО.

Центр исследований и разработок SAYMON, г. Санкт-Петербург

Saymon.png

скачать pdf >>

Использование платформ Backend as a Service (BaaS) для абсолютного большинства разработчиков означает значительное ускорение и предсказуемость процесса разработки и вывода на рынок кросс-платформенных и веб-приложений. Облачный бэкенд для мобильных приложений впервые появился на рынке в 2011 го­ду. Это решение представлялось как услуга, помогающая создавать программные продукты для удаленного хранения и обработки данных, и создавало отличные условия для описания бизнес-логики посредством языка Java­Script. Однако время не стоит на месте. Сегодня, в эпоху Индустрии 4.0 и интернета вещей, BaaS крайне востребован. По прогнозам, к 2020 году рынок данных услуг вырастет до 70 млрд долларов. Безусловно, стремительно развивающийся сервис привлекает к себе внимание, однако до сих пор не так много разработчиков, готовых вывести BaaS-продукты на рынок. Поэтому облачный сервис ICE (Industrial Cloud Engine) отечественной разработки можно представить с особой гордостью. Но прежде подробнее ответим на вопрос: так что же такое BaaS?


Что такое BaaS

BaaS – это услуга по предоставлению backend (бэкенда) как сервиса. Архитектура программного обеспечения состоит из двух компонентов: backend (бэкенда) и frontend (фронтенда). BaaS представляет собой мост, соединяющий веб-интерфейс приложения и различные сервисы, расположенные на серверах партнера. С использованием API BaaS встраивается в разрабатываемый продукт (рис. 1).

Ris_1.jpg

Рис. 1. Фронтенд с бэкендом взаимодействуют по API (единообразие), бэкенд с сервисами – по различным протоколам и стандартам

Услуги BaaS закономерно становятся весьма популярными среди потребителей – разработчиков конечного продукта. BaaS выгоден для своего потребителя в первую очередь тем, что разработчикам конечного продукта не требуется перестраивать их бэкенд для каждого из сервисов, к которым продукт должен иметь доступ, а это – экономия времени и денег. Соответственно отпадает необходимость взаимодействовать с сервером продукта, базой данных, клиент-серверной библиотекой, не нужно обращаться к файловой системе и т. д. Работа идет с объектами через API.


Кто может стать клиентом и что предлагаем мы

Прежде всего среди наших клиентов (рис. 2) отметим системных интеграторов и предприятия со своим ИТ-отделом. Разработка с нуля – обычно нетипичное для них занятие, требующее больших затрат труда и средств. Такие компании могут сэкономить за счет использования готового серверного «движка».

Ris_2.jpg

Рис. 2. Схема взаимодействия BaaS

Также нашими клиентами являются производители:
- SW (software, программного обеспечения). Они имеют опыт создания локального прикладного ПО, но не всегда – опыт построения клиент-серверных приложений;
- HW (hardware, аппаратуры). Эти клиенты хотят предоставлять дополнительные сервисы к своему «железу», выйти на новый уровень, продавая не только HW, но и решения SW + + HW.

И, наконец, стартапы, которые хотят создать MPV (минимально жизнеспособный продукт) дешево и быстро. Имеют минимум денег и человеческих ресурсов.

Для всех этих разработчиков мы предлагаем ICE (Industrial Cloud Engine) – облачный сервис для промышленности (рис. 3), позволяющий:
- разрабатывать прикладное клиент-серверное ПО;
- обеспечить быстрый запуск решения;
- минимизировать временны́е и финансовые затраты на разработку;
- повысить эффективность;
- обеспечить мобильность решения;
- повысить уровень контроля.

Ris_3.png

Рис. 3. Схема получения программного продукта


Функциональные достоинства ICE как BaaS

У BaaS-решения ICE немало достоинств:
- наличие адаптируемого мобильного приложения;
- централизованное долгосрочное хранение данных (например, о работе оборудования);
- возможность объединять разрозненные участки автоматизации (визуализировать, контролировать);
- возможность создания отчетов для руководства и менеджеров (например, контроль OEE, OLE);
- возможность размещения облака как на нашей технологической площадке, так и на площадке партнера;
- хорошо документированное и расширяемое API;
- сервис кастомизации и поддержки.


Кто стал нашим клиентом и каковы его требования

Приведем два примера из практики. На одном промышленном предприятии был реализован проект по построению системы сбора данных о производительности производственной линии, в котором ICE выступил в качестве Baas (рис. 4). В другой раз нашим клиентом стал системный интегратор, занимающийся удаленной диспетчеризацией промышленных объектов (рис. 5). Он потребовал, чтобы наш сервис обладал рядом необходимых для его задач возможностей:
- API;
- работа сервиса в режиме реального времени;
- облачное хранилище;
- аналитика данных.

Ris_4.png

Рис. 4. Решение для ИТ-мониторинга, созданное с помощью ICE


Ris_5.jpg

Рис. 5. Решение для мониторинга работы станков на производстве, созданное с помощью ICE


Почему выбрали ICE

Во-первых, ICE отвечает всем требованиям клиента, то есть имеет неоспоримые технологические преимущества.

Второй немаловажный фактор: ICE из России, как и клиент. Основная команда разработчиков ICE находится в Санкт-Петербурге. В связи с этим клиенту, который тоже находится в Санкт-Петербурге, было удобно получать быстрый отклик от разработчиков и технической поддержки, отсутствовали задержки в общении, что значительно упрощало процесс взаимодействия. Тем не менее предоставление услуги на базе ICE не имеет географических ограничений и нацелено на распространение как по всей стране, так и по миру в целом.

Третье достоинство – наличие объектной модели данных.

Из третьего следует четвертый пункт: в объектной модели существует наследование цепочки действий.

В заключение хочется отметить: ICE обеспечивает возможность работы с репозиторием пользовательских скриптов.


Решение проблем

Взявшись разрабатывать бэкенд самостоятельно, наш клиент столкнулся бы с тремя серьезными проблемами:
Это было бы долго. Среднее время разработки продукта с нуля – два-три года, а клиенты хотят быстро создать и вывести на рынок свой продукт. 
Это было бы сложно. В современных системах большая часть бизнес-логики обрабатывается серверным ПО. Клиентская часть – лишь отображение обработанных данных.
И, без сомнений, это было бы дорого. Для создания собственного серверного ПО нужны время, экспертиза и финансы.

ICE решает все эти проблемы:
- время разработки значительно сокращается. На стороне клиента вовлечены в работу только фронтенд-разработчики, которые создают интерфейс под индивидуальные потребности конечного клиента. Нет необходимости тратить человеческие ресурсы на бэкенд-разработку, поскольку бэкенд предоставляется как сервис;
- клиенту не надо тратиться на серверную инфраструктуру, поскольку все вычислительные мощности расположены в частном облаке на стороне исполнителя;
- при разработке прикладного софта взаимодействие с сервисом осуществляется путем взаимодействия с объектами и их свойствами через API.


В заключение

Сервис регулярно обновляется, развивается и постоянно дорабатывается. Есть план развития на ближайшие несколько лет. При этом поступающие от клиентов запросы на дополнительную функциональность, вызванные специфичностью их задач, обрабатываются специалистами исполнителя. Таким образом, функциональные возможности ICE как бэкенда масштабируются в зависимости от потребностей клиента.

Сервис позволяет быстро и без больших вложений создавать новые кастомизированные ИТ-продукты для промышленности.
Делайте облака с нами, используя ваш опыт промышленной автоматизации!

Опубликовано_в журнале "ИСУП" № 6(78)_2018

Центр исследований и разработок SAYMON, г. Санкт-Петербург,
тел.: +7 (812) 309-9885,
e‑mail: info@ibaas.rest,
сайт: ibaas.rest


Реклама. АО «КОМПЭЛ»  ИНН 7713005406  LjN8Jsy9H

Реклама. АО «КОМПЭЛ»  ИНН 7713005406  LjN8Jsy9H