Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Система учета для конечных пользователей и профессионалов

В статье рассмотрена система учета тепла, рассчитанная как на конечных пользователей (владельцев жилья), так и на теплоснабжающие организации, управляющие, монтажные компании. Основной элемент этой системы, функция ТСМ-смарт, представляет интерес и для промышленных предприятий, где в технологических процессах используются электропроводные жидкости и необходимо проводить сложные расчеты их объема, веса и т.д.

ООО «Энергосберегающая компания «ТЭМ», г. Москва

TEM_logo.jpg

В текущем году ООО «Энергосберегающая компания «ТЭМ» предложила клиентам новый продукт: законченную систему учета тепла, рассчитанную как на конечных пользователей (владельцев жилья), так и на профессиональных участников рынка – теплоснабжающие организации, управляющие, монтажные компании. Основной элемент этой системы, функционал ТСМ-смарт, будет интересен также для промышленных предприятий, где в технологических процессах используются электропроводные жидкости и необходимо проводить сложные расчеты их объема, веса и т.д.

Условно систему можно рассматривать как трехуровневую. Первый уровень – сам теплосчетчик. В России теплосчетчики выпускаются уже десятки лет, прибор этот достаточно отработанный и совершенный в отношении точности, функционала, надежности и т.д. Основные бренды примерно схожи, ТЭСМАРТ в этом плане – не исключение.  

Функция ТСМ-смарт – новая, не имеющая аналогов на рынке. Благодаря ей теплосчетчики компании «ТЭМ» поднялись до уровня промышленного компьютера. Назовем ее условно вторым уровнем. 

Третий уровень – удаленная (облачная) диспетчерская система УДС ТЭСМАРТ. Именно благодаря ТСМ-смарт и УДС ТЭСМАРТ предлагаемая компанией «ТЭМ» система учета ресурсов приобретает качества и возможности, выделяющие ее из ряда аналогичных решений от других производителей.


Каждому своё: простота и возможности

Диспетчерская система, как и теплосчетчик, отнюдь не новинка. Счет таким разработкам, выведенным на рынок, идет на десятки. И почти все они функционируют по схеме: есть теплосчетчик как отдельный прибор. Посредством диспетчерской, которая представляет собой отдельную, особую систему, он подключается к компьютеру. Проблема тут как раз в «разделенности», в том, что, во-первых, для функционирования системы требуются дополнительные контроллеры и мощные сервера, а во-вторых, необходимо выполнить достаточно сложную настройку, для чего нужен квалифицированный персонал. Существует и третья проблема: если используются теплосчетчик одного производителя, контроллеры – другого, а диспетчерская приобретена еще у кого-то, то такая система требует сертификации, а всё вместе – немалых дополнительных затрат. Поэтому использовать полноценную диспетчерскую систему, как правило, могут позволить себе только крупные организации, для конечных пользователей они недоступны.

Основное отличие системы теплоучета, предложенной компанией «ТЭМ» состоит в том, что она  облачная, ее не надо покупать, инсталлировать; система полностью самодостаточна и не требует дополнительного оборудования. Поэтому воспользоваться ей может потребитель без какой-либо специальной подготовки, даже председатель небольшого ТСЖ или владелец жилья. Для системы вообще не имеет значения ни число пользователей (это может быть и один человек), ни место расположения теплосчетчика.

В то же время перед подготовленным пользователем система открывает огромные возможности для получения и обработки информации любым удобным и наиболее дешевым для него способом. Более того, за счет высокой настраиваемости системы на ее основе пользователь может создавать с минимальными усилиями и затратами свои собственные диспетчерские системы.

 

Как это работает

Расскажем о вариантах получения информации подробнее.

Функция ТСМ-смарт существенно расширяет возможности получать все данные о теплопотреблении непосредственно на объекте с прибора либо подключившись к нему удаленно по сетям Wi-Fi, VPN, LoRaWAN. 

Как уже было сказано, данная система универсальна, конечные пользователи, не обладающие специальными знаниями, могут применять достаточный для них набор функций. В этом случае приобретается теплосчетчик с функцией ТСМ-смарт.  Прибор подключается к интернету по любой существующей в доме технологии, при ее отсутствии можно использовать 3G-совместимый модем. Подключение к удаленной диспетчерской системе УДС ТЭСМАРТ произойдет автоматически. И всё! После покупки логина вы получаете все данные на свой ПК или любое мобильное устройство через диспетчерскую систему верхнего уровня. Не надо ходить к прибору, снимать показания, контролировать работу системы теплоснабжения – всё это функции УДС ТЭСМАРТ. Причем, что принципиально важно, сообщит не в теплоснабжающую организацию, как большинство ДС, а именно конечному потребителю, тому, кто действительно заинтересован в подобной информации. По желанию пользователя информация может быть продублирована и в теплоснабжающую организацию, но это уже будет его решение. Разумеется, данные могут передаваться и только в теплоснабжающую организацию, если конечный потребитель в этом заинтересован.

Вопрос о том, кто и как быстро получает информацию, настолько важен, что есть смысл остановиться на нем подробнее.


Информация нужному адресату

Многочисленные проблемы, возникающие во взаимоотношениях потребителей и теплоснабжающих организаций, в первую очередь связаны именно с тем, что учет организован не в интересах потребителя как плательщика и как собственника, который может с помощью этого элемента определить, насколько качественную услугу он получает, а больше в интересах теплоснабжающих организаций. Между тем экономические интересы этих организаций таковы, что теплосчетчик им совершенно не нужен, скорее, он им помеха, пятое колесо в телеге. Им гораздо выгоднее выставлять счета за потребленные ресурсы «по нормативу». 

Напомним, что, согласно «Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», в случае поломки прибора необходимо выполнить все работы по демонтажу, ремонту и монтажу прибора в 14-дневный срок. Задача, особенно в отдаленных регионах, практически нереальная. Поэтому теплоснабжающие организации переходят на расчеты по нормативу, согласно которому размер платы за теплоресурсы оказывается в 2–2,5 раза выше, из-за чего потери конечного потребителя могут составлять десятки тысяч рублей (расчеты приведены далее). 

Компания «ТЭМ» предлагает пока единственное на сегодня в стране альтернативное решение, позволяющее собственнику минимизировать потери.  В основе решения – использование конечным потребителем системы на базе ТСМ-смарт и УДС ТЭСМАРТ, при этом наибольший эффект достигается в случае заключения с компанией договора на обслуживание*. 


Ремонт без потерь

В среднем по РФ стоимость «стандартного» ремонта двухканального теплосчетчика Ду 50 мм с поверкой составляет порядка 30–35 тыс. руб., поверки – 12–14 руб. В качестве примера возьмем распространенный вариант, когда прибор за период жизненного цикла 12 лет выходит из строя 3,5 раза. 

Tab.jpg

Нетрудно рассчитать, что за период жизненного цикла затраты на ремонт прибора в стандартных условиях составят: 3,5 × 35000 = 122 500 руб. 

Рассмотрим экономический аспект ремонтных работ при наличии КЖЦ.

1. Прямая экономия на ремонтах. Все ремонты, какими бы ни были причины выхода прибора из строя, в течение действия контракта выполняются в рамках абонентской платы. Таким образом, договор на обслуживание гарантированно защищает пользователя от рисков, связанных с затратами на ремонт.

2. Экономия за счет минимизации срока оплаты расхода теплоносителя по нормативу. В обычной ситуации срок ремонта составляет 2–3 месяца. При съеме показаний непосредственно с прибора сторонней организацией о том, что ТС вышел из строя, становится известным зачастую лишь спустя месяц после события. Еще месяц-два занимает сам ремонт. И все это время расчет за тепловую энергию производится по нормативу, сумма оплаты оказывается в 2–2,5 раза выше, чем «по счетчику». Например, для прибора ДУ 50/50 разница в оплате составит 10–15 тыс. руб., соответственно за 3 месяца – 30–45 тыс. В качестве дополнительного негативного фактора надо учесть необходимость единовременно отвлекать из оборота значительные денежные средства, то есть пиковые нагрузки на бюджет организации.

Одна из основных проблем теплоучета – потеря архива при поломках теплосчетчика. При наличии функции ТСМ-смарт и диспетчерской системы УДС ТЭСМАРТ, вся информация о функционировании ТС в онлайн-режиме доступна заинтересованным пользователям. То есть в случае поломки об этом станет известно немедленно и есть все возможности отремонтировать прибор за установленные законом 14 дней, не неся финансовых потерь в десятки тысяч рублей из-за расчетов по нормативу. 

3. Экономия при замене оборудования. Замена оборудования, у которого истек срок жизненного цикла и по которому заключены договора, производится без единовременной оплаты годового взноса за обслуживание. Плата вносится помесячно, что равнозначно скидке приблизительно 40 %.

4. Экономия за счет выравнивания графика платежей по обслуживанию теплоучета. В случае поломки теплосчетчика его владельцу придется в срочном порядке изыскивать (согласно нашему примеру) около 35 тыс. руб. на ремонт и, очень вероятно, сопоставимую сумму на оплату теплоносителя по нормативу. Понятно, что для бюджета многих организаций такой дополнительный расход станет серьезным ударом.

Как видим, использование системы теплоучета, предложенной компанией «ТЭМ», дополненное контрактом на ее обслуживание, дает двойной эффект: оптимальную организацию всей системы теплотеплоснабжения плюс значительную экономию денежных средств.


Расходометрия на предприятиях: вплоть до построения сетей

Мы рассказали об использовании системы в сфере ЖКХ, между тем ее возможности гораздо шире. Система идеально подходит также для сложных технологий, где задействовано большое число расходомеров. Как правило, организация расходометрии в такой ситуации помимо самих приборов требует дорогостоящего и сложного ПО верхнего уровня, приходится решать проблемы линий связи, хранения архивов, выполнения вычислений и т.д. В системе компании «ТЭМ» все эти функции заложены изначально, никаких «дополнений» не требуется. 

Допустим, в технологической линии используется 10 расходомеров РСМ-05.03. На базе одного ТСМ-смарт вы уже можете создавать собственную диспетчерскую систему, полностью обеспечивающую учет, передачу, обработку, хранение информации. 


В перспективе – управление

В настоящее время ТСМ-смарт в связке с УДС ТЭСМАРТ представляет собой практически идеальную систему работы с получаемой от теплосчетчиков, расходомеров, других контроллеров информацией. Следующий этап развития системы – разработка функции обратной связи, то есть возможности передачи конечным устройствам управляющих команд. Это на порядок повысит функциональность системы при использовании в технологических процессах, автоматике погодного регулирования и других аналогичных системах.
____________________________________________________
*В соответствии с договором компания «ТЭМ» берет на себя обязательства в течение 10 дней за свой счет выполнить ремонт и поверку прибора. Число ремонтов в период действия договора не ограничено. 

Опубликовано_в интернете

С. Кобелянский, директор,
ООО «Энергосберегающая компания «ТЭМ», г. Москва,
тел.: +7 (495) 730-5712,
e-mail: ekotem@tem-pribor.com,
сайт: tem-pribor.com


Реклама. ООО «НПО РИЗУР»   ИНН 6234114269  LjN8KASZz

Реклама. ООО «НПО РИЗУР»   ИНН 6234114269  LjN8KASZz