Журнал «ИСУП» (Информатизация и системы управления в промышленности)
КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

О неправомерности требования в рамках закупочных процедур по 223-ФЗ сертификатов соответствия зарубежным стандартам

Рассмотрены вопросы неправомерности требований соответствия иностранным стандартам, которые предъявляются не только к оборудованию, эксплуатация которого предполагается на территории России и на российских же предприятиях, но и к произведенному в России.

ЗАО «Электронные и механические измерительные системы», г. Челябинск

Emis_.png

скачать pdf >>

В настоящее время ЗАО «Электронные механические измерительные системы» (ЗАО «ЭМИС», г. Челябинск), как и другие российские производители, при участии в закупочных процедурах часто сталкивается с требованием о наличии сертификатов соответствия продукции иностранным стандартам.

В частности, речь может идти о необходимости наличия у оборудования, произведенного и (или) применяемого в России, сертификата на коррозионную стойкость по системе NACE (National Association of Corrosion Engineers, штаб-квартира – Хьюстон, США):
- NACE Standard MR 0175 «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для использования в среде с сероводородом при добыче нефти и га­за» (“Petroleum and natural gas industries – Materials for use in H2S containing environments in oil and gas production”);
- NACE Standard MR 0103-2003 «Материалы, устойчивые к растрескиванию под воздействием се­ры в нефтепереработке» (“Materials Resistant to Sulfide Stress Cracking in Corrosive Petroleum Refining Environments”).

В связи с этим необходимо отметить, что требование соответствия, в частности, американским стандартам предъявляется не только к оборудованию, эксплуатация которого предполагается на территории России и на российских же предприятиях, но и к произведенному в России. Кроме то­го, в данном случае речь идет о требованиях, подобных описанным вы­ше, в рамках тендерных процедур, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, то есть непосредственно находящихся в сфере регулирования действующего законодательства РФ.

Возвращаясь к требованию о соответствии оборудования в рамках таких закупок стандарту NACE (Standard) MR, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что в нашей стране имеются свои стандарты коррозионной стойкости к сероводородному растрескиванию, указанные в ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и газа. Часть 1. Общие принципы выбора материалов, стойких к растрескиванию» и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003) «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и га­за. Часть 2. Углеродистые и низколегированные стали, стойкие к растрескиванию, и применение чугунов». Данное обстоятельство (наличие отечественных государственных стандартов) и является первоочередным при включении в положения тендерной документации требования о наличии сертификатов соответствия зарубежным стандартам, провоцирующим вопрос о законности таких требований. Отвечая на поставленный вопрос, целесообразно коротко остановиться на причинах и предпосылках возникновения таких требований, так как они объясняют источники их (требований) происхождения.

Наиболее яркая причина упомянутого вы­ше явления – это спад отечественной машиностроительной отрасли в девяностые го­ды прошлого столетия и в начале текущего ве­ка и, как следствие, заполнение российского рынка импортным оборудованием, произведенным в соответствии с европейскими и (или) американскими стандартами.

Между тем сама суть систем стандартизации за рубежом и в России отвечает на вопрос: «Законно ли требование о соответствии оборудования, планируемого к применению и (или) применяемого на территории РФ, положениям зарубежных стандартов?», – так как между этими системами есть одна существенная разница.

Дело в том, что большинство зарубежных стандартов, являясь международными (в си­лу своего географического распространения и добровольного применения производителями в разных странах) и (или) национальными, не являются государственными. Если обратиться к самому названию NACE (Standard) MR при расшифровке аббревиатуры NACE (Национальная ассоциация инженеров по коррозионной стойкости), станет понятно, что данный стандарт разработан ассоциацией, членство в которой подразумевает принцип добровольности, а значит, и распространение ее (ассоциации) положений и документов и их применение на аналогичных (добровольных) основаниях.

Исключение в международной практике составляют, например, стандарты и системы, утвержденные Международной организацией по стандартизации, или ИСО (ISO – International Organization for Standardization), учрежденной в 1947 го­ду, в числе учредителей которой был и СССР, а впоследствии стала участвовать Российская Федерация как его правопреемник.

Также в качестве подобного примера можно рассматривать директивы Европейского Союза, но в пределах самого же ЕС, несмотря на то что стандарты АТЕХ (взрывозащита), ЕМС (электромагнитная совместимость), PED (оборудование, работающее под давлением) и прочие признаются в добровольном порядке и в Индии, и на Ближнем Востоке, и по всему ми­ру. Однако необходимо заметить, что, например, в Индии да­же при наличии сертификата АТЕХ требуется наличие сертификата соответствия национальному стандарту PESO “Petroleum and Explosive Safety Organisation of India”.

Таким образом, следует прийти к выводу, что законность или незаконность требований о соответствии оборудования, произведенного, применяемого или ввозимого на территорию РФ, зарубежным стандартам, как, впрочем, и для других стран, зависит от системы национальной стандартизации и то­го, каким образом она признает действие зарубежных и международных стандартов на территории государства.

В Российской Федерации система стандартизации является не только национальной, но и отнесена, как уже отмечалось вы­ше, к сфере государственного регулирования в соответствии с федеральными законами «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 го­да № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 го­да № 162-ФЗ.

Уполномоченным органом в сфере стандартизации на основании пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», пункта 5 Указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт).

При этом, как следует из официального ответа Росстандарта (исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.20) на запрос о законности требования на территории РФ соответствия оборудования зарубежным стандартам, «…условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств (далее – стандарты) в Российской Федерации являются:
- отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
- соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.

Стандарты подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС). Решение о регистрации стандартов в Фонде принимает Росстандарт на основании обращения участника работ по стандартизации (заинтересованного ли­ца) и по результатам экспертизы профильного технического комитета по стандартизации».

Приведенные выше положения закреплены в приказе Росстандарта от 21 июня 2021 го­да № 1061 «Об определении порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов и правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств».

При этом, как уже неоднократно отмечалось вы­ше, большинство зарубежных стандартов, имеющих в настоящее время распространение на территории РФ в различных отраслях промышленности, не являются нормативно-правовыми актами иностранных государств, как, в частности, уже упоминавшийся NACE (Standard) MR или стандарт ASME. ASME – это американское общество инженеров-механиков (American Society Of Mechanical Engineers). Стандарты ASME регулируют различные сферы. Общество бы­ло организовано в 1880 го­ду для развития и совершенствования профессиональной среды. На текущий момент в него входят около 100 тысяч участников, это специалисты из Америки и 140 стран ми­ра: кроме инженеров с опытом здесь есть ученые и начинающие специалисты, владельцы инженерных компаний или топ-менеджеры. Треть участников составляют студенты.

Таким образом, приведенный в качестве примера стандарт ASME является международным, но не является государственным стандартом США или межгосударственным в понимании данного термина российским законодательством. Его применение за рубежом является добровольным, так как в первую очередь сама форма учреждения и утверждения данного стандарта, как и самой организации, основана на волеизъявлении ее учредителей и участников, равно как и в Российской Федерации применение стандартов ASME не может являться обязательным да­же при условии регистрации в ФИФС.

Возвращаясь к стандартам NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003, следует обратить внимание, что они «…не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов» (письмо Росстандарта, исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.2020). При этом, как уже говорилось, имеются действующие национальные стандарты ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003). Соответственно, требование в тендерной документации к закупочным процедурам (проводимым в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 с изменениями и дополнениями) о наличии для поставляемого оборудования вне зависимости от страны происхождения сертификатов соответствия, например, NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003 является нарушением законодательства РФ о техническом регулировании и стандартизации, и в том числе о защите конкуренции.

В целом нарушением антимонопольного законодательства признаются такие условия, при которых потенциальные участники закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, располагающие необходимыми ресурсами и возможностями для надлежащей поставки товара в соответствии с требованиями тендерной документации, но не имеющие дополнительного сертификата соответствия иностранным стандартам, необоснованно ограничены в своем праве конкурировать с другими участниками закупки на равных условиях и фактически лишены возможности стать победителями данной закупочной процедуры.

В связи с этим следует обратить внимание, что обязательными на территории РФ являются соответствия требованиям национальных стандартов и ТР ТС Евразийского Таможенного союза как наднациональных нормативно-правовых актов, принятых Российской Федерацией. Соответственно, предъявление требований, являющихся необязательными, в рамках закупочных процедур при условии, что соответствие такому требованию (наличие сертификата соответствия зарубежным стандартам, не внесенным в ФИФС) является ограничивающим при допуске к участию в торгах, признается незаконным на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ ввиду ограничения конкуренции.

В заключение следует отметить, что вы­ше речь шла о законности требований сертификатов соответствия зарубежным стандартам при проведении закупочных процедур в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что также применимо и в отношении тендеров на закупку в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, если вы столкнулись на этапе проведения конкурентной закупочной процедуры в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и (или) № 223-ФЗ с требованием, содержащимся в техническом задании и (или) любом ином разделе документации о закупке, о соответствии запрашиваемого товара зарубежным стандартам, то первое, что необходимо сделать, – это обратиться в Федеральный информационный фонд стандартов (www.rst.gov.ru/portal/gost//home/standarts).

Если запрашиваемый иностранный стандарт не зарегистрирован в ФИФС и имеет или не имеет российского аналога, или зарегистрирован, но имеет обозначение, отличное от указанного в тендерной документации, то целесообразно в письме на имя организатора такой закупочной процедуры указать о несоответствии положений документации о закупке требованиям российского законодательства. В качестве обоснования возможно привести ссылки на нормативно-правовые акты РФ, упомянутые вы­ше. В случае если превентивные ме­ры такого характера, как письменное обращение участника процедуры, не возымеют действия и устроителем торгов не будут внесены изменения в документы, то имеются все основания для обращения в региональное управление ФАС России по месту нахождения организатора конкурентной закупочной процедуры. Равно как и у участника, в случае его недопуска к тендеру и (или) отклонения его предложения, сохраняются основания для обращения в антимонопольную службу в течение десяти дней с да­ты наступления таких обстоятельств, вытекающих или связанных с отсутствием у продукции (товара), предлагаемого им, сертификатов соответствия зарубежным стандартам.

Тем не менее при проведении торгов в любом виде частными компаниями любой формы собственности, не являющимися субъектами федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, такие требования (о наличии сертификатов соответствия иностранным стандартам) могут быть установлены и предъявлены, в том числе как ограничивающие право на участие в торгах в целом, так как частные компании не являются субъектами указанных нормативно-правовых актов (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) за исключением случаев, определенных самим законом.

В части продукции ЗАО «ЭМИС» возможно отметить, что выпускаемые расходомеры, датчики давления и сигнализаторы уровня имеют всю необходимую обязательную разрешительную документацию в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее в целях соответствия требованиям, предъявляемым отдельной категорией заказчиков, перечисленные приборы дополнительно сертифицированы в добровольном порядке в СДС «Интергазсерт» ПАО «Газпром», а также имеют заключение о соответствии требованиям РТМ 311.001-90 ПАО «Газпром» «Приборы для установок добычи и переработки природного га­за и нефти, содержащих сероводород и углекислый газ. Требования к материалам приборов и условиям эксплуатации».

Также, например, кориолисовые счетчики-расходомеры «ЭМИС-Масс 260» в целях подтверждения прочностных характеристик для отдельных специфических условий эксплуатации имеют семь дополнительных сертификатов (не являющихся обязательными) на устойчивость к вибрациям, включая вибрации с ускорением, механическим воздействиям, в том числе при ударе и (или) падении, и другие дополнительные сертификаты ГОСТ Р и (или) ИСО (ISO). Кроме то­го, в 2019 го­ду расходомеры «ЭМИС-Масс 260», «ЭМИС-Вихрь 200» и датчики давления «ЭМИС-Бар» бы­ли сертифицированы на соответствие европейским директивам ATEX, PED, EMC.

С полным перечнем обязательной разрешительной документации и дополнительных сертификатов соответствия на продукцию торговой марки «ЭМИС» можно ознакомиться на сайте компании.

Опубликовано_в журнале ИСУП № 6(96)_2021

Д. А. Лихачева, руководитель 
инженерного центра,
А. В. Ковалёв, заместитель генерального директора по правовым вопросам,
ЗАО «Электронные и механические
измерительные системы», г. Челябинск,
тел.: +7 (351) 729-9912, 
8 (800) 301-6688,
e-mail: sales@emis-kip.ru,
сайт: emis-kip.ru


Преобразователь протоколов на базе iRZ R2
Прием Modbus ASCII/RTU/TCP, МЭК 870-5-101/103/104/
Передача Modbus ASCII/RTU/TCP, МЭК 870-5-101/104
Акция 19800 за первые 30 конверторов
www.cea-energo.ru