Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Система диспетчеризации лифтов СДК «Кристалл»

Работа инженерных систем современных зданий (таких как освещение, связь с диспетчером, лифтовое оборудование и др.) находится под контролем АСУД – систем управления и диспетчеризации. При этом АСУД, отвечающая за лифтовое оборудование, в данном ряду стоит особняком, во-первых, потому что ее оборудование привязано к станции управления лифтом (во всех остальных случаях – к электрощитовой), а во-вторых, потому что диспетчеризация лифтового оборудования нормируется огромным количеством требований и инструкций, изложенных в различных документах, поэтому построение такой системы – задача, требующая от интегратора соответствующих компетенций. Коллектив петербургской компании СДК «Кристалл» досконально изучил все указанные нормативные акты и продолжает кропотливо вести эту работу, приводя свою систему в соответствие со всеми вновь выходящими требованиями. Компания выпускает программное обеспечение и оборудование для своих систем, которое позволяет строить АСУД разных конфигураций. Например, система «Кристалл-GSM» использует для связи сети сотовых операторов, а модификация «Кристалл-S1» присоединяет блоки контроля к диспетчерскому пульту по локальной сети, интернету или двухпроводной линии через блоки сопряжения СДК-33S/S1. Желая узнать от экспертов, как будет регламентироваться диспетчеризация лифтового оборудования в современных условиях, чем различаются системы разных типов и другое, мы обратились к генеральному директору компании СДК «Кристалл» Александру Геннадьевичу Попову.

ООО «СДК Кристалл», г. Санкт-Петербург

Kristall.png

Ris_1.jpg

Рис. Пульт диспетчера СДК-330S1 (TCPIP)

скачать pdf >>

ИСУП: Крайне актуальный сейчас вопрос: будут ли какие-то изменения в вашей линейке оборудования из-за текущей международной обстановки?

А. Г. Попов: Изменения в нашей линейке оборудования обуславливаются в первую очередь потребностями наших заказчиков. Имеется в ви­ду возможность закрытия нашей системой всех требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» в части диспетчеризации. Второй аспект – это интеграция оборудования, использующего различные каналы связи, в единую систему. Так, если раньше выпускались отдельные комплексы, использующие в качестве каналов связи двухпроводную линию, интернет или GSM, то сейчас они интегрируются в единый комплекс «Кристалл-S1».

Что касается текущей международной ситуации, то мы создали достаточный технологический задел для преодоления проблем, связанных с поставками электронных компонентов. К сожалению, рассчитывать на быстрое возрождение нашей электронной промышленности не приходится. Надеюсь на восстановление в обозримые сроки кооперации с зарубежными поставщиками электронных компонентов.

ИСУП: Действующая нормативная ба­за по лифтовому оборудованию – это фактически перевод европейских стандартов с частичной адаптацией к ЕАЭС. Однако документ стремительно меняется. Ваш прогноз: пойдет ли развитие дальше в том же ключе или ту­да больше будет входить на­ша нормативная база?

А. Г. Попов: Лифты – лишь один из объектов, подлежащих диспетчеризации. Правда, такие объекты являются наиболее ответственными с точки зрения безопасности. В свое время лифты относились к опасным производственным объектам и находились под пристальным контролем Ростехнадзора. Сейчас это просто опасные объекты и контроль за ни­ми – отдельная непростая история.

Современная история нормативной ба­зы по лифтам началась в 2004 го­ду с создания Росстандартом технического комитета ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов». Цель его создания определена как совершенствование и развитие работ по стандартизации на национальном и международном уровне. Секретариат ТК 209 ранее входил в структуру «Российского лифтового объединения» (РЛО). В феврале 2022 го­да секретариат ТК 209 переведен в только что созданную структуру «Евразийской лифтовой ассоциации» (ЕЛА). ТК 209 входит в межгосударственный комитет по лифтам МТК 209. Кроме то­го, ТК 209 входит в международный комитет ИСО / ТК 178 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры», а в качестве наблюдателя – в европейский комитет СЕН / ТК 10 «Лифты». ТК 209 является координатором разработки нормативной ба­зы по лифтам. На­ша организация недавно вошла в состав ТК 209, и мы, несомненно, будем принимать участие в разработке интересующих нас стандартов.

Но вернемся к ТР ТС 011 «Безопасность лифтов». Данный регламент находится под эгидой ЕАЭС в ли­це МТК 209. Сам регламент довольно прозрачен и не вызывает вопросов, но входящая в перечень к не­му нормативная ба­за постоянно изменяется. Параллельно действуют ­ГОСТы с различными требованиями, принимаются решения о восстановлении ранее отмененных нормативных документов, осуществляется гонка за меняющимися международными и европейскими стандартами. В результате этого в сложной ситуации оказываются лифтовики – производители лифтового оборудования, ремонтные и обслуживающие организации.

В действующих ГОСТ по лифтам по-разному определены требования к их диспетчеризации. В целом разночтения касаются только диспетчерской связи: во всех документах присутствует требование о наличии связи пассажира в кабине с диспетчером. Переменной составляющей является наличие связи с машинным помещением, крышей кабины и приямком.

В 2018 году был принят ГОСТ 34441 «Лифты. Диспетчерский контроль». В нем дается своя трактовка адаптированного к международным стандартам ГОСТ 33984.1 в части диспетчеризации. Например, устройство, обеспечивающее связь крыши кабины и приямка с квалифицированным персоналом, отвечающим за освобождение (эвакуацию), я трактую как устройство служебной связи. А в ГОСТ 34441 эта связь определена как связь с диспетчером.

Данный момент не является проблемным с точки зрения разработчика и изготовителя системы диспетчеризации, вопросы возникают у проектировщика: он вынужден закладывать в проект все перечисленные ви­ды диспетчерской связи.

Что касается перспектив развития нормативной ба­зы, то, учитывая сложность регулирования из-за подчинения ее ТР ТС и стремление к унификации с международными стандартами, надеяться на ее улучшение в ближайшее время не приходится. Впрочем, нынешняя ситуация вполне может обернуться и отказом от тя­ги к европейскому и международному. В настоящее время российские стандарты, не вошедшие в перечень к ТР ТС 011, так же как и вышеупомянутый ГОСТ 34441, обязательными к применению не являются.

В противоположность сказанному можно обратиться к российскому «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений», который также предъявляет требования к системам диспетчеризации. Здесь все гораздо прозрачнее и не возникает разночтений между различными нормативными документами.

ИСУП: Сейчас большое внимание уделяется подъемным платформам для маломобильных групп населения. Вы предлагаете полный спектр как оборудования, так и ПО для соответствующих систем диспетчеризации. Расскажите, пожалуйста, об этих решениях.

А. Г. Попов: Платформы для маломобильных групп населения (МГН) сейчас активно внедряются как в жилых, так и в общественных зданиях и сооружениях. С точки зрения диспетчеризации они ма­ло чем отличаются от лифтов. Требуется диспетчерская связь с платформой и посадочными площадками, а также сигналы от це­пи безопасности и охраны шкафа управления. Возможно наличие требований о видеонаблюдении за рабочей зоной платформы, что также укладывается в функции системы диспетчеризации.

Особняком стоят аккумуляторные платформы, которые не имеют шлейфа для подключения оборудования диспетчеризации. В этом случае на платформу устанавливается блок контроля СДК-311GSM, имеющий в своем составе переговорное устройство и получающий электропитание от аккумулятора платформы.

Надо сказать, что с нормативной базой по платформам для МГН дела обстоят не лучше. В 2021 го­ду в России бы­ли введены новые, гармонизированные с международными стандартами ГОСТ по наклонным и вертикальным платформам, предыдущие утратили си­лу. В то же время в перечне к ТР ТС 010 «О безопасности машин и оборудования» остались предыдущие ГОСТ.

Гораздо шире, чем платформы, распространены зо­ны безопасности для МГН. При этом к маломобильным группам населения относится широкий круг граждан, в том числе лю­ди с детскими колясками. Определить на этапе проектирования необходимость зон безопасности ча­ще всего не представляется возможным. Этот факт заставляет проектировщиков предусматривать зо­ны безопасности для МГН на каждом этаже здания по всем стоякам. В этом случае наиболее оптимальна шинная организация при подключении зон безопасности по стояку здания. Для организации такой ши­ны разработаны блоки контроля СДК-31S.МГН и СДК-31S1.МГН. Эти блоки интегрируются в комплекс «Кристалл-S1» и обеспечивают формирование ши­ны для подключения 31 зо­ны безопасности. В зонах безопасности устанавливаются комплекты СДК-037К, включающие в се­бя адаптер зо­ны безопасности, вандалозащищенное переговорное устройство, светозвуковой оповещатель и кнопку сброса оповещателя.

ИСУП: Возможна ли работа системы диспетчеризации лифтов «СДК Кристалл» с устройствами других производителей (переговорные устройства, блоки контроля и т. д.)?

А. Г. Попов: Такая работа проводилась с системами служебной лифтовой связи, домофонными системами. В результате приходилось идти на некоторые ограничения возможностей, предоставляемых системой «Кристалл». Кроме то­го, размывалась ответственность перед конечным потребителем за функционирование системы. Гораздо эффективнее оказалось введение дополнительных функций в выпускаемое на­ми оборудование. Например, открытие замка удаленным диспетчером через переговорное устройство из состава системы диспетчеризации.

ИСУП: И следующий вопрос, наверное, более сложный. Часто бывает, что в одном помещении перед операторами несколько систем диспетчеризации от разных производителей. Насколько быстро и безболезненно можно бы­ло бы привести всё к общему знаменателю с помощью ваших решений?

А. Г. Попов: Такое бывает, но нечасто. Как правило, это крупные диспетчерские пульты, и набор различных систем сложился исторически, ча­ще всего – при объединении диспетчерских служб. При этом пультов диспетчера да­же одного производителя может быть несколько. При нормально функционирующих системах диспетчеризации пользователю нет смысла приводить всё к единому решению.

ИСУП: Вы даете 7-летнюю гарантию на свое оборудование и программное обеспечение. Как часто бывают гарантийные случаи?

А. Г. Попов: Гарантийные бывают нечасто. Ча­ще всего неисправности возникают в результате монтажных работ и попадания посторонних напряжений в весьма разветвленные линии связи. При этом срабатывают несамовосстанавливающиеся элементы защиты. Эти случаи мы, как правило, относим к гарантийным, если нет существенных повреждений. На протяжении срока эксплуатации выявляются элементы с невысокой надежностью и применяются схемотехнические решения, позволяющие избежать в дальнейшем появления неисправности.

По поводу программного обеспечения скажу, что оно постоянно совершенствуется с точки зрения появления новых функциональных возможностей, увеличения надежности и т. п. Новые версии программного обеспечения выставляются на нашем сайте и доступны пользователю для самостоятельного обновления.

ИСУП: Вы работаете только в России или поставляете свой комплекс и в страны Таможенного союза?

А. Г. Попов: В основном в России, в страны Таможенного союза осуществляются единичные поставки. Связано это с проектами по диспетчеризации. На­ше оборудование закладывается в проекты, ориентированные в первую очередь на выполнение требований российского «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

ИСУП: Есть ли у вас своя методика тестирования действующего или только что установленного оборудования?

А. Г. Попов: Система построена таким образом, что осуществляется постоянный контроль состояния оборудования, линий связи и точек обслуживания. В случае каких-либо отклонений от нормы информация доводится до диспетчера. Все события в системе, в том числе действия диспетчера, фиксируются в электронном журнале. При необходимости можно проанализировать записи в журнале, в том числе дистанционно, и дать рекомендации обслуживающей организации.

ИСУП: Чем отличается аппаратное и программное обеспечение автономных и централизованных систем диспетчеризации зданий? Возможно ли быстрое подключение автономных систем к централизованным?

А. Г. Попов: Автономные системы предназначены для диспетчеризации небольших объектов, включающих до 64 точек обслуживания. В настоящее время эти системы выпускаются на ба­зе аппаратного пульта диспетчера СДК-331RS.

Подключение автономных систем к централизованным возможно и довольно часто используется. Для этого достаточно модернизировать блок контроля автономной системы и подключить его к соответствующему каналу связи с централизованным пультом диспетчера.

ИСУП: Ваше оборудование отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным системам. Однако есть ли у вас какие-то дополнительные защиты (например, от вандализма) сверх этих требований?

А. Г. Попов: Защита от вандализма требуется в общедоступных местах. Как правило, это лифтовые холлы, зоны безопасности для маломобильных групп населения, подъемники для МГН. Для этого используются вандалозащищенные переговорные устройства и пульты служебной связи из линейки выпускаемого на­ми оборудования.

Беседовал С. В. Бодрышев,
главный редактор журнала «ИСУП».

Опубликовано_в журнале ИСУП № 2(98)_2022

ООО «СДК Кристалл», г. Санкт-Петербург,
тел.: +7 (812) 936-2610,
e-mail: info@sdk-kristall.ru,
сайт: sdk-kristall.ru


Реклама. ООО «НПО РИЗУР»   ИНН 6234114269  LjN8KASZz

Реклама. ООО «НПО РИЗУР»   ИНН 6234114269  LjN8KASZz