SCADA, АСУ ТП, контроллеры – основная тематика журнала «ИСУП»
Журнал «Информатизация и Системы Управления в Промышленности» публикует тематические материалы посвященные SCADA, АСУ ТП, контроллерам, автоматизации в промышленности.

Будущее – за энергоэффективностью класса PREMIUM, или Скупой платит дважды

В статье рассматриваются перспективы и преимущества использования электродвигателей, выполненных по международному стандарту DIN. Подробно описаны все технические и экономические аспекты применения современных высокоэффективных электродвигателей.

ООО «ИНПРОМТЭКС», г. Москва


Год от года происходит повсеместное увеличение энергопотребления. Все сферы нашей жизни на сегодняшний день энергозависимы, мир уже немыслим без электричества и всех благ, связанных с ним. И если раньше человечество бездумно использовало все природные ресурсы для добычи и использования энергии, то сегодня, при резко возрастающем энергетическом дефиците, пришла пора задуматься над энергоэффективностью ныне существующего парка оборудования и технологий. Учитывая, что «сердцем» многих механизмов является двигатель, сегодня речь пойдет именно об их энергоэффективности. 

Самым ярким образчиком новых технологий, активно применяемых в промышленно развитых регионах мира, являются электро­двигатели производства шведской Группы компаний АВВ, известные своей выдающейся надежностью и сроком службы. На территории России авторизованным представителем АВВ по продаже, технической поддержке и модификации низковольтных электродвигателей является компания «ИНПРОМТЭКС».


На европейском уровне

Сегодня существует тенденция перехода большинства стран Европы и Америки на производство оборудования высокого класса энергоэффективности и постепенного отказа от низовых классов. С 2011 года в Европе запрещен стандартный класс энергоэффективности IE1, а в США – даже повышенный класс IE2, в то время, когда отечественные производители только приступили к выпуску двигателей IE1, к тому же, увы, только номинально, в одном габарите, 160 мм. О распространении этой новой разработки в промышленности речь пока не идет, поскольку у российских ОЕМ-производителей спросом пользуется широкий спектр двигателей начиная с 63 габарита и выше, вплоть до 450. Можно с сожалением констатировать многолетнее отставание отечественных разработок от мирового уровня, поскольку в США уже сегодня минимальным является класс IE3 PREMIUM.

С учетом нашей интеграции со странами ВТО, мы обязаны соблюдать «правила игры» и соответствовать как минимум европейскому уровню стандартов. Производителям любой продукции, имеющей в своем составе электродвигатели, будь то насос или конвейерная линия, уже не просто настало время задуматься о применении передовых разработок в области энерго­сбережения, но и действовать, расширять свой ассортимент в области высокотехнологичных продуктов. И это касается не только компаний, рассматривающих возможность поставлять свою продукцию за пределы СНГ, но и тех, кто планирует работать с предприятия­ми, имеющими в своем активе долю иностранного капитала. А таких в России становится год от года все больше и больше. И уже сегодня, не дожидаясь окончательного вступления России в ВТО, многие отечественные предприятия спешат внедрить свои корпоративные стандарты состава и эффективности применяемого технологического оборудования в соответствии с действующими на заводах в Европе и США. В этом им помогают передовые разработки признанных мировых лидеров, в первую очередь АВВ.


О компании АВВ

Концерн АВВ является лидером в сфере производства электродвигателей переменного и постоянного тока, имея более чем столетний опыт в этой области. Электродвигатели изготавливаются в соответствии с мировыми стандартами, для их производства используются лучшие материалы и комплектующие. Все это обеспечивает высокое качество и надежность, позволяя электродвигателям работать более 30 лет.

АВВ – признанный лидер в области технологий для электро­энергетики и автоматизации. Технологии, созданные Группой, позволяют промышленным предприятиям и энергетическим компаниям повышать свою производительность, снижая негативное воздействие на окружающую среду.

На российский рынок поставляется вся низковольтная электротехника – от предохранителей до комплектных распределительных устройств, от стандартных электродвигателей до регулируемых приводов. Уже сегодня оборудование АВВ с успехом используется в новом здании Большого театра, комплексе зданий Верховного Суда России, в зданиях Центробанка и Сбербанка России, а также на российских предприятиях нефтегазовой, судостроительной, пищевой, строительной и других отраслей промышленности.


Двигатели АВВ
Эффективность

Компания АВВ давно выступает за эффективность, как обязательную стандартную характеристику электродвигателя, которую заказчик не должен оплачивать как «дополнительную услугу». В результате все выпускаемые компанией двигатели отнесены к двум высшим классам, при этом класс IE2 имеют даже обычные асинхронные электродвигатели из стандартного ряда изделий компании АВВ. Конечно, высокоэнергоэффективные двигатели обходятся дороже на 5–7% (электродвигатели больших размеров) и даже на 15–20% (электродвигатели малых размеров). Но эти затраты быстро окупаются за счет снижения энергопотребления, если учесть, что доля затрат на электроэнергию только за 1 год эксплуатации в 3–5 раз превышает стоимость двигателя, а за весь свой срок службы – более чем в 100 раз.

Разработка и производство высоконадежных электромоторов с хорошими характеристиками в пус­ковых и рабочих режимах – это достижение тонкого баланса целой группы параметров, среди которых применение передовых конструкторских решений (у компании АВВ насчитывается более 18?000 патентов на изобретения), а именно: запатентованной конструкции ротора, которая обеспечивает низкий уровень вибрации (менее 0,8 мм/с при 3000 об/мин) и шума менее 82 дБ; вакуумной пропитки статора, широко известной своей надежностью; использование подшипников производителей только с безупречной репутацией. Только сочетание всех этих факторов позволяет производить эффективные, надежные и долговечные двигатели.

Врезка.jpg


Надежность

Надежность является важным фактором для изготовителей оборудования, устанавливающих двигатели других производителей в свои изделия. При отказе двигателя выпускаемое оборудование выглядит в глазах заказчика ненадежным и репутации производителя наносится ущерб.

Подход компании АВВ к надеж­ности – такой же, как и к эффективности: основа надежности – высокое качество. Особенно это касается качества применяемых конструкционных материалов. Стоимость последних в цене двигателя АВВ составляет в среднем 55%, т. е. более половины.

Отказы электродвигателей чаще всего происходят из-за подшипников и обмоток, поэтому эти компоненты играют определяющую роль в общей надежности двигателя. На срок их службы значительное влияние оказывает рабочая температура и равномерность ее распределения внутри двигателя. В высококачественном электродвигателе, работающем с полной нагрузкой, температура не превышает 60–80 °C, в двигателях более низкого качества она может доходить до 100 °C. Благодаря инновационной системе охлаждения, применяемой компанией АВВ, температура внутри двигателя распределяется более равномерно и не превышает 75 °C.

Для обеспечения максимальной надежности обязательно применение подшипников высокого качества. Разработчик двигателей АВВ подбирает тип подшипника, исходя из конкретных условий применения двигателя и характера нагрузки, и затем назначает режим смазки, наиболее подходящий в этих условиях. При высоких температурах смазка утрачивает свои полезные свойства, и наоборот, снижение рабочей температуры на 10–15 °C теоретически может удвоить срок службы смазки в подшипниках.

Другими немаловажными факторами надежности являются запас прочности и высокая нагрузочная способность. Так, фланцевый чугунный щит, применяемый АВВ, выдерживает перегрузку более чем в 3 раза от нормируемых значений. Стандартное напряжение, пики и выбросы напряжения, нередкие при работе двигателей от регулируемых приводов, которые должны выдерживать обмотки, составляют примерно 1200 В, в то время как обмотки АВВ способны выдержать порядка 1400 В и выше. Все это наглядно доказывают многочисленные испытания, которые проходят как на заводе-изготовителе, так и в ведущих независимых испытательных лабораториях Европы.

Рис.1.jpg

Рис. Зависимость срока службы изоляции от температуры для различных классов нагревостойкости 
(A, B, E, H, C – класс изоляции)

Электродвигатели часто работают в очень суровых условиях, выдерживая жару и холод, пыль и влагу. Компания накопила огромный опыт поставки электродвигателей как для обычных производственных условий эксплуатации, так и для экстремальных. Это особенно актуально для нефтегазовой и металлургической промышленности, где недопустимы простои оборудования на технологических линиях.

Все двигатели производства АВВ не только удовлетворяют действующим нормам и стандартам, в том числе по безопасности, но и сохраняют свою эффективность и надежность на протяжении всего срока своей службы.


Вместо послесловия

Сейчас это уже больше похоже на анекдот советских времен, но тогда мы считали это правдой. Рассказывали, что на одном из магнитофонов японского производства дотошные ребята перевели надпись – обращение от производителя дефицитной тогда музыкальной аппаратуры: «Простите нас за то, что наша техника будет работать даже после Вашей смерти». Вот она – Ода долговечности импорт­ных технологий. Сегодня многие отечественные производители, стараясь удешевить конечный продукт, идут на то, что применяют в своем оборудовании дешевые российские или китайские электро­двигатели. Да, на какое-то время (на момент покупки заказчиком) это решит проблему оптимизации цены. Но много ли времени пройдет до первого отказа двигателя и как это скажется на деловой репутации производителя? Может, стоит задуматься о том, чтобы и мы могли оставлять на своем оборудовании отметку о надежности, которую японцы практикуют уже давно? Для этого не так уж много и нужно – качественные, надежные составляющие. Компания АВВ поможет в этом.

Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 3(39)_2012

Ю.В. Егоров, руководитель Департамента продаж 
технологического оборудования,
ООО «ИНПРОМТЭКС», г. Москва,
тел.: (495) 544-5935,