Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения (КСА НКАД) «Вега» в аэропорту Пулково

Специфика систем контроля аэродромного движения и наблюдения заключается в высоких требованиях к надежности техники и ее устойчивости к электромагнитным помехам. В данной статье описывается комплекс КСА НКАД «Вега», успешно внедренный в аэропортах Санкт-Петербурга, Хабаровска, Новосибирска и Сочи. Его надежность обеспечивается применением современных сетевых технологий и двукратного «горячего» резервирования, что позволяет адаптироваться к особенностям аэропорта.

ООО «Ниеншанц-Автоматика», г. Санкт-Петербург,
ОАО «НПО «ЛЭМЗ», г. Москва

 nnz_site.gif                       ЛианозовскийЭМЗ.jpg

скачать pdf >>

Научно-производственное объединение «Лианозовский электромеханический завод» (НПО «ЛЭМЗ») – предприятие, специализирующееся в области разработки и производства радиолокационных комплексов и систем управления различного назначения.

ЛЭМЗ участвовал в осуществлении ряда важнейших национальных программ, например в оснащении радиолокационными средствами автоматизированных систем управления воздушным движением «Стрела» в России (Ростовская зона), на Украине (Киевская зона) и в Белоруссии (Минская зона), в создании посадочного комплекса советского космического корабля многоразового использования «Буран», в создании низковысотного обнаружителя для зенитно-ракетного комплекса С-300ПМУ.

Основным разработчиком выпускаемой заводом продукции является конструкторское бюро объединения (ранее известное как КБ «Лира»), которое за 57 лет своего существования провело более трехсот научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и практически все из них были переданы в серийное производство на ЛЭМЗ. В 2002 году ЛЭМЗ преобразован из федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество и был включен в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», а в апреле 2006 года ОАО «ЛЭМЗ» преобразовано в ОАО «Научно-производственное объединение «ЛЭМЗ», в которое в качестве структурного подразделения вошло и КБ «Лира».

Имея почти 60-летний опыт разработки и производства радиоэлектронного оборудования, НПО «ЛЭМЗ» является одним из ведущих поставщиков радиолокационной техники.


Объект, на котором была установлена система с использованием оборудования MOXA

Аэропорт Пулково — это один из крупнейших, динамично развивающихся авиатранспортных узлов России. По итогам 2009 года аэропорт Пулково занимает четвертое место среди аэропортов России по количеству перевезенных пассажиров, уступая аэропортам московского авиационного узла – Домодедово, Шереметьево и Внуково. Инфраструктура аэропорта Пулково включает аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами, два аэровокзала, грузовой терминал, топливозаправочный комплекс, парковочный комплекс и другие объекты инфраструктуры.

Ris-1.jpg

Рис. Самолет в аэропорту Пулково – одном из крупнейших авиатранспортных узлов России


Описание предназначения, функций, особенностей, структуры системы

Построенная в аэропорту Пулково КСА НКАД является первой отечественной системой контроля аэродромного движения. «Вега» соответствует системе А-SMGCS второго уровня внедрения по классификации международной организации гражданской авиации ICAO.

Задачи системы:
- обеспечение диспетчеров руления, старта и посадки информацией о местоположении и идентификации воздушных судов (ВС) и транспортных средств (ТС), а также оборудованных ответчиками других объектов наблюдения;
- контроль доступа взлетно-посадочной полосы (ВПП) и ее занятости;
- поддержание пропускной способности аэропорта, в том числе в условиях ограниченной видимости, с обеспечением требуемого уровня безопасности аэродромного движения.

КСА НКАД «Вега» обрабатывает и объединяет плановую и фактическую информацию о положении и траекториях ВС, о погодных условиях в зоне аэропорта и состоянии покрытия взлетно-посадочной полосы. Информация приходит от нескольких (до трех) радиолокационных станций (РЛС) обзора летного поля, обзорного аэродромного радиолокатора, многопозиционной системы наблюдения и средств автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) от метео­сервера непосредственно или через автоматизированную систему управления воздушным движением, а также из других доступных источников.

  Ris-2.jpg

Рис. Структурная схема сети КСА НКАД в Пулково


Предоставление диспетчерам достоверной информации о положении и параметрах движения ВС и ТС на площади маневрирования аэродрома за счет объединения информации источников зависимых и независимых наблюдений обеспечивает возможность автоматизации функций наблюдения и контроля аэродромного движения, идентификации несанкционированных объектов и их перемещений, формирование тревог и предупреждений о возможных конфликтах, выработку рекомендаций по их разрешению, решение других информационно-расчетных задач, необходимых для обеспечения безопасности полетов в аэродромной зоне при их высокой интенсивности.

Специфика систем контроля аэродромного движения заключается в высоких требованиях к надежности техники, ее устойчивости к электромагнитным помехам и способности работать в расширенном температурном диапазоне.

В состав КСА НКАД «Вега» входят программно-технические ком­плексы (ПТК):
- программно-технический комплекс объединения информации – ПТК-О;
- программно-технические комплексы диспетчеров (количество определяется при заказе оборудования) – ПТК-Д;
- программно-технический комплекс инженера – ПТК-И;
- программно-технический ком­плекс руководителя полетов – ПТК-Р;
- программно-технический комплекс регистрации, документирования и архивации – ПТК-А.

Программно-технический комплекс включает ПК, специализированное программное обеспечение, коммуникационное оборудование, систему бесперебойного питания и в некоторых случаях технологический монитор.

Основная задача ПТК – сбор и обработка информации в соответствии с заданными алгоритмами. Управление системой осуществляется несколькими операторами из удаленной от ПТК на 150 метров диспетчерской. Диспетчерская оборудована выносными консолями управления и отображения информации (КОИ-В). Консоль представляет собой KVM- систему, включающую клавиатуру, монитор и координаторное устройство ввода информации в компьютер (мышь).

Система контроля аэродромного движения «Вега» комплектуется необходимым сетевым оборудованием, обеспечивающим связь стандарта Gigabit Ethernet. Основу ЛВС составляют резервируемые GE коммутаторы MOXA с возможностью подключения к волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) –EDS-518A-SS-SC, EDS-508A-SS-SC, EDS-505A-SS-SC. Коммутаторы объединены одномодовым оптоволокном в кольцевую сеть Turbo Ring. Преобразователи последовательных интерфейсов MOXA NPort 5210 используются для организации управления и контроля радиолокационных станций обзора летного поля, NPort 5610-8 – для подключения к КСА НКАД автоматизированной системы управления воздушным движением, многопозиционной системы наблюдения и системы АЗН-В, метеосервера и системы единого времени. Высокая надежность КСА НКАД «Вега» обеспечивается применением двукратного «горячего» резервирования, современных сетевых технологий распределенной многопроцессорной обработки информации, что позволяет наращивать функциональные возможности комплекса и адаптироваться к особенностям аэропорта и пожеланиям заказчика. Созданная разработчиками ЛЭМЗ система является тиражируемым решением. На сегодняшний день КСА НКАД уже успешно внедрена в аэропортах Хабаровска, Новосибирска и Сочи.

Таблица. Перечень оборудования MOXA, использованного в составе системы

Tab.jpg

Какие особенности оборудования MOXA предопределили выбор в его пользу:
- промышленное исполнение;
- возможность монтажа на DIN-рейку;
- высокая надежность;
- возможность резервирования питания;
- работа в расширенном диапазоне температур;
- поддержка резервирования Turbo Ring;
- гибкость и простота настройки оборудования;
- возможность удаленной настройки оборудования.


Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 3(33)_2011

ООО «Ниеншанц-Автоматика», г. Санкт-Петербург,
тел.:(812) 326-5924,
e-mail: ipc@nnz.ru;
ОАО «НПО «ЛЭМЗ», г. Москва