Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

Новая технология обслуживания объектов мониторинга: приложение TechnotronicsMobile

Компания «Технотроникс» разработала приложение TechnotronicsMobile для мобильного телефона, которое в корне меняет технологию обслуживания объектов мониторинга. Используя приложение, обслуживающий персонал сможет видеть состояние объектов наравне с диспетчером. Больше не нужно будет при выезде на объект поддерживать связь с диспетчером, чтобы авторизоваться на объекте или убедиться, что объект встал на охрану после проведения работ. Всё это и многое другое сотрудник сможет сделать с помощью приложения TechnotronicsMobile на своем телефоне.

ООО «Технотроникс», г. Пермь

Tehnotroniks.png

скачать pdf >>

Компания «Технотроникс» занимается диспетчеризацией телекоммуникационных компаний (операторов связи), внедряя на объектах связи систему охраны, мониторинга и дистанционного управления собственной разработки. Проанализировав процессы внедрения и эксплуатации нашей системы, мы подметили одну неприятную особенность, которую можно назвать «информационным неравенством»: в одном месте (у диспетчера) информации избыток, а в другом (на объекте) – ее дефицит.

Мы подумали: насколько более рациональным и современным станет процесс эксплуатации, если сотрудник, находящийся на объекте, сумеет «наладить диалог» с системой мониторинга! При этом часть информации он будет передавать в систему (например, осуществлять авторизацию доступа), а другую часть информации – получать из системы (состояние датчиков, значение измеряемых параметров и т. п.).


«Информационное неравенство»: пример из практики

Опишем типичную ситуацию из нашей практики. На телекоммуникационном предприятии организована система мониторинга производства компании «Технотроникс» (АПК «Ценсор-Технотроникс»). Эта система объединяет несколько сотен или даже тысяч разнородных объектов связи: большие и малые АТС, телекоммуникационные контейнеры, шкафы FTTB, распределительные шкафы (РШ), колодцы кабельные смотровые (ККС) и др. На вершину пирамиды помещен диспетчер, к которому стекается разнообразная информация о состоянии объектов. Вместе с тем персонал, который обслуживает вышеуказанные объекты, полностью отключен от информации, формирующейся системой мониторинга в результате его же, персонала, деятельности. Единственный способ узнать, КАК и ЧТО видит система, – это позвонить диспетчеру, который и без того очень занят.

Итак, сотрудник X получает задание посетить безлюдный объект Y, который мониторится нашей системой, и провести там некоторые работы. X открывает объект и снимает его с охраны. Далее сотрудник должен авторизоваться, то есть сообщить системе и диспетчеру о том, что на объект проник не злоумышленник, а именно он, X. Если объект относительно крупный и оснащен контроллером нашего производства, реализующим авторизацию «домофонным» чип-ключом, то процесс идентификации произойдет автоматически. Но на самых массовых объектах связи – в распределительных шкафах, шкафах FTTB (широкополосный доступ в Интернет), смотровых колодцах – авторизации, как правило, нет. У этого обстоятельства две причины: во‑первых, при большом количестве объектов авторизация – дорогое удовольствие, а во‑вторых, иногда оборудование для нее некуда крепить (колодцы ККС). А значит, X вынужден звонить диспетчеру.

Предположим теперь, что наш сотрудник должен отрегулировать температуру на объекте, которая, на основании показаний датчика, признана недопустимо высокой. Он изменяет режим работы кондиционера. А результат этого действия ему не виден, ведь он отображается только у диспетчера. И снова начинаются телефонные переговоры. Вот что мы называем «информационным неравенством»!


Знакомьтесь, новая технология TechnotronicsMobile!

Чтобы преодолеть «информационное неравенство», мы разработали новую технологию обслуживания объектов мониторинга, при которой сотрудник, работающий на объекте, подключен к системе мониторинга и взаимодействует с ней в плане авторизации доступа и получения оперативной информации о функционировании объекта.

В качестве инструмента интерактивной связи мы предлагаем использовать служебный сотовый телефон сотрудника с установленным на нем приложением Technotronics­Mobile, разработанным в нашей компании. Минимальные требования к телефону, который можно программно трансформировать подобным образом:
- наличие мобильной операционной системы (в настоящий момент существует версия нашего приложения, работающая под ОС Android. В перспективе планируется вариант для iOS, то есть для айфонов);
- возможность определения координат в системе GPS (ГЛОНАСС);
- доступ в мобильный Интернет.

Со стороны сервера диспетчерского центра интерактивную связь организует специальная новая подсистема «Связь с TechnotronicsMobile», приобретенная пользователем у ООО «Технотроникс». Эта подсистема включается в состав нашего традиционного ПО «Технотроникс.SQL».


Как работает приложение TechnotronicsMobile?

Работу новой системы поясним на конкретном примере. Предположим, что монтер, получив телефон с приложением, направляется на колодец ККС для проведения работ. Для подключения к системе ему необходимо будет проделать следующие операции.

Ris.1.png

Рис. 1. Работа с помощью приложения TechnotronicsMobile: шаги 1, 2, 3

Шаг 1. Авторизация в системе.
Сотрудник открывает приложение и авторизуется в нем, вводя имя и пароль (рис. 1, шаг 1).

Шаг 2. Выбор типа объекта.
Учитывая, какое разнообразие объектов находится на предприятии электросвязи, необходимо пояснить системе, с каким именно типом оборудования будет идти работа (рис. 1, шаг 2). Если за конкретным пользователем закреплен только определенный тип объектов (например, колодцы), то выбор достаточно сделать всего один раз.

Шаг 3. Первичное позиционирование на местности.
Это действие производится персоналом по прибытии в район проводимых работ. При позиционировании телефон пользователя передает свои GPS-координаты в центральное ПО и получает в ответ координаты всех объектов, находящихся в радиусе одного километра (радиус тоже конфигурируется) вокруг точки позиционирования, а также текущий статус этих объектов (для колодцев – закрыт/открыт). В итоге наш пользователь видит карту местности с нанесенными на нее условными обозначениями объектов (в нашем случае – колодцев) и их состояния (рис. 1, шаг 3).

Шаг 4. Выбор конкретного объекта, авторизация, работа с объектом.
Действие совершается в тот момент, когда пользователь подошел к объекту вплотную. Он нажимает пальцем на условное обозначение конкретного объекта на экране, появляется окно с информацией о нем: координаты объекта, состояние в настоящий момент (открыт или закрыт), время последней авторизации и др. (рис. 2, слева). Нажав на окно с информацией, пользователь извещает ПО диспетчерского центра о своем выборе. В ответ он получает сообщения (показанные на рис. 2 в центре и справа) и последовательно отвечает на них.

Ris.2.png

Рис. 2. Работа с помощью приложения TechnotronicsMobile: шаг 4



Результаты работы приложения TechnotronicsMobile

Что произойдет в результате действий нашего монтера?

1. Автоматическая авторизация максимально дешевым способом. Монтер авторизуется в центральном ПО, и диспетчер увидит факт и результат авторизации (фамилию монтера) без каких-либо манипуляций с его, диспетчера, стороны. А это значит, что вопрос с авторизацией можно решить на сотнях и даже тысячах объектов самым дешевым способом – просто выдать обслуживающему персоналу телефоны с приложением Technotronics­Mobile.

2. Получение информации об объекте в режиме онлайн. Монтер увидит всю информацию о текущем состоянии объекта. В случае с колодцами она невелика – отражается только факт вскрытия люка и температура внутри колодца. Зато по окончании работ сотрудник сможет самостоятельно закрыть колодец, увидеть, что объект встал на сигнализацию, и покинуть объект с чувством выполненного долга.

Разумеется, если объект, на который вышел сотрудник, сложнее, то доступная информация о его состоянии будет более весомой (сигналы, измерения и т. п.).

Читая данную статью, некоторые коллеги могут задаться вопросами: «Почему авторизация и работа с приложением является многоступенчатой? Для чего необходимо предварительное позиционирование? Почему нельзя сразу встать непосредственно у объекта и послать его координаты?». Дело в том, что с помощью GPS (ГЛОНАСС) координаты определяются с погрешностью. В зависимости от рельефа местности эта погрешность может достигать сотен метров. А это значит, что велик риск элементарно перепутать объекты и свести весь замысел к нулю. Поэтому предварительно определяется район присутствия, а дальше сам пользователь указывает на конкретный объект на экране. В таком случае ошибка определения исключена. И кстати, предварительное позиционирование – вовсе не лишний шаг. Ведь пользователь получает справочную информацию, облегчающую поиск конкретного объекта на местности. К тому же он видит оперативную обстановку, результат работы коллег, если работает бригада, и т. п.

В заключение хотелось бы добавить пару слов о таком неочевидном козыре новой технологии, как повышение профессиональной психологической мотивации сотрудников. Не секрет, что по мере ухода кабельщиков и монтеров‑«зубров» и прихода на их место молодежи, престижность такого занятия, как обслуживание шкафов или колодцев, падает. В этих условиях оснащение молодых сотрудников современным инструментом, практически гаджетом, повысит их самооценку и даст стимул к работе.

К 2014 году на базе оборудования и программного обеспечения компании «Технотроникс» успешно работают порядка 250 диспетчерских служб более чем в 200 городах России и стран СНГ. Например, 60 % филиалов самого крупного оператора связи в России – ОАО «Ростелеком» – оснащены системой мониторинга необслуживаемых объектов от «Технотроникса».
Функциональность системы:
- охранно-пожарная сигнализация;
- контроль параметров жизнеобеспечения объекта (подача электроэнергии, температура, протечка, влажность и др.);
- управление оборудованием и его перезагрузка;
- трансляция данных с оборудования с интерфейсами RS‑485/RS‑232/CAN в их ПО;
- энергоучет и контроль энергопараметров;
- охрана линейно-кабельных сооружений операторов связи.

Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 4(52)_2014

А. Я. Раскин, технический директор,
ООО «Технотроникс», г. Пермь,
тел.: (342) 256-6005,
e‑mail: manager@ttronics.ru,