Инновация в сфере промышленной автоматизации, представленная специалистами корпорации Pepperl+Fuchs на выставке в Ганновере, получила престижную награду Hermes Award. Это – простое и практичное решение, которое сделало весь сегмент полевой шины полностью искробезопасным, сохранив высокую мощность питания. Автор статьи рассказывает об основных преимуществах технологии DART и родине этого изобретения.
ООО «Пепперл и Фукс», г. Москва

С немецким городом Мангейм, расположенным на обоих берегах бурного Неккара, который становится спокойнее лишь в месте впадения в Рейн, связана история нескольких важных изобретений. Здесь изобретатель Карл Дрез построил свою дрезину, в 1880 году на выставке был представлен Вернером фон Сименс первый электрический лифт, а в 1886-м по городским улицам проехал на трех металлических колесах автомобиль знаменитого инженера Карла Бенца. Он приводился в движение четырехтактным бензиновым двигателем, размещенным между двух задних колес, а вращение передавалось с помощью цепной передачи на заднюю ось. И по сей день мы не перестаем восхищаться качеством и надежностью, которая свойственна большинству продуктов, созданных в Германии.
Необычное прозвище Мангейма – «город квадратов» – связано с его застройкой. Начиная от Мангеймского дворца и до реки Неккар простирается исторический центр города, так называемые квадраты – прямоугольные блоки зданий, разделенные улицами, перпендикулярными и параллельными стенам замка. Квадраты носят названия, состоящие из буквы и числа, которые распределены относительно замка и главной улицы города, проходящей от величавого фасада до моста через Неккар.
Многонациональные корпорации, такие, как ABB, Daimler AG, John Deere и Siemens, были и остаются основными столпами промышленности Мангейма на протяжении многих десятилетий. Кроме того, в этом удивительном городе, по улицам которого гуляли Гете и Шиллер, уже немало относительно новых, динамично развивающихся компаний. Штаб-квартира корпорации Pepperl+Fuchs, уже давно вышедшей на международный уровень, также расположена в Мангейме.

Рис. Цифровая полевая шина DART
Pepperl+Fuchs – крупнейший производитель электронных датчиков и бесспорный мировой лидер рынка искробезопасных электрических цепей и технологии взрывозащиты. Нелегко поверить в то, что компания, имеющая филиалы и представительства на всех континентах, была основана в 1945 году, который был крайне сложным для промышленности Германии, Вальтером Пепперлом и Людвигом Фуксом как мастерская по ремонту радио. Через два года было налажено производство электронной продукции, которое привело к разработке и выпуску в 1958 году первого в мире датчика приближения и первого транзисторного усилителя с искробезопасной схемой управления. С этого момента компания Pepperl+Fuchs шаг за шагом стала превращаться в индустриального лидера с разнообразной и всеобъемлющей номенклатурой продукции.
Вот уже на протяжении более шестидесяти лет компания идет по пути развития технологий и устанавливает стандарты качества мировой промышленной автоматизации. В прошлом году Pepperl+Fuchs приобрела подразделение Simatic PX и присоединила к себе компанию Walsall, что, безусловно, говорит о значительном расширении поставляемой продукции и непрерывном развитии.
Сегодня Pepperl+Fuchs предлагает широкий диапазон взрывозащищенных или обеспечивающих взрывозащиту приборов, которые являются связующим звеном между традиционными системами управления и приборами КИП, установленными в поле. В общей сложности в номенклатуру продукции компании для автоматизации производства входят:
барьеры искрозащиты с гальванической изоляцией в различных исполнениях;
барьеры искрозащиты на диодах Зенера (на стабилитронах);
преобразователи сигналов;
оборудование FieldConnex для построения сетей на полевых шинах Foundation Fieldbus и Profibus PA;
системы удаленного ввода/вывода (в том числе устанавливаемые непосредственно во взрывоопасных зонах);
взрывозащищенные операторские панели и компьютеры;
решения для работы с HART сигналами;
системы измерения и контроля уровня;
системы продувки под давлением;
датчики общей и точечной коррозии Corrtran;
соединительные коробки и специальные корпуса под заказ;
программное обеспечение.
Перед специалистами корпорации, накопившими огромный опыт в данной сфере, стояла непростая задача – найти решение, которое сделает весь сегмент полевой шины полностью искробезопасным и станет настоящим открытием. Термин DART расшифровывается как «Dynamic Arc Recognition and Termination» (динамическое распознавание и устранение дугового разряда) – эта технология стала одной из наиболее важных инноваций для отрасли автоматизации процессов и теперь доступна для применения. По сути, DART описывает искробезопасные электрические цепи, динамически меняющие свои характеристики. Это совершенно новый подход, в котором жесткие ограничения для взрывоопасных зон больше не играют серьезной роли. Технические и научные аспекты DART обсуждались на семинаре в Физико-техническом федеральном ведомстве (Physikalisch Technische Bundesanstalt), национальном институте. Важное достоинство DART состоит в его эффективности по сравнению с обычными искробезопасными цепями, что, безусловно, является предпосылкой для его стандартизации в IEC (Международная электротехническая комиссия).

Рис. Искробезопасная шина и до 120 м ответвления – легкая для построения
и понимания концепция
DART позволяет создавать протяженные искробезопасные сегменты основной шины и проводить энергию для подключения большого количества приборов на искробезопасных ответвлениях. Резервирование модулей питания DART обеспечивает надежную, бесперебойную работу сегмента. Эта концепция легкая для построения и понимания, требует минимум документации и не требуется абсолютно никаких дополнительных расчетов – вы можете просто начать установку. Все, что потребуется для начала работы:
кабель типа полевой шины типа ‘А’;
до 1000 метров магистрального кабеля;
DART Power Hub и предохранители сегмента DART.
Установите резервированную систему питания DART в распределительном шкафу на одном конце шины. Затем установите до четырех предохранителей сегмента DART в любом месте шины. Теперь кабели большой протяженностью полностью защищены и готовы к безопасной и эффективной работе.
Основные достоинства DART, позволяющие уменьшить риск при эксплуатации:
первая искробезопасная сеть высокой мощности;
возможно «горячее» обслуживание;
аналогичное оборудование для всех газовых групп – сертифицировано для группы IIC;
меньше затрат на проектирование;
высокая надежность за счет использования резервированных блоков питания.
Большая мощность питания во взрывоопасной зоне дает возможность прокладывать длинные кабели и предлагает все преимущества искробезопасности FISCO:
искробезопасность с большей мощностью питания;
длина кабеля: до 1000 м основная шина / до 120 м ответвление;
дополнительная диагностика физического уровня сети;
до 32 устройств на сегменте;
оборудование разработано в соответствии с IEC 60079-11.
Другие преимущества технологии заключаются в диагностике физического уровня сети и резервировании блоков питания с разделением нагрузки, которая делится между двумя блоками питания. Это позволяет достигнуть большого срока службы модулей питания и надежности. Технология полевой шины DART существенно увеличивает мощность питания во взрывоопасной зоне, при этом сохраняя искробезопасность.
Продукцию Pepperl+Fuchs успешно применяют в более чем 80 странах, а это значит, что о наличии взрывоопасных зон действительно больше не надо беспокоиться.
Достопримечательности Мангейма не надо выискивать в путеводителях, они сами бросаются в глаза, как только прибываешь в город. Первое, на что наталкиваются простые туристы и специалисты, приехавшие для того, чтобы посетить фабрики и многочисленные фирмы, расположенные в городе,– один из символов города – шестидесятиметровая водонапорная башня, возведенная в XVIII веке на площади Фридрихсплац с ее роскошным фонтаном. Такой же достопримечательностью сегодня можно назвать и Pepperl+Fuchs – корпорацию, которая разрабатывает, производит и поставляет продукцию высочайшего качества в Европе, Америке и Азии. Но даже если вы не планируете посетить Германию в ближайшее время, у вас есть шанс ознакомиться с разработками, связавшись с московским офисом компании «Пепперл и Фукс».
Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 3(33)_2011
М. Кесслер, технический директор департамента
«Компоненты и технологии «Пепперл и Фукс»,
ООО «Пепперл и Фукс», г. Москва,
тел.:(495) 995-8842,
e-mail: info@pepperl-fuchs.ru