Журнал «ИСУП». (Информатизация и системы управления в промышленности)
ИТ, КИПиА, метрология, АСУ ТП, энергетика, АСКУЭ, промышленный интернет, контроллеры, экология, электротехника, автоматизации в промышленности, испытательные системы, промышленная безопасность

О системах управления основными фондами

В статье представлен опыт разработки и внедрения EAM-cистем на предприятиях. Рассмотрены основные вопросы, возникающие при инсталляции данных систем.

Компания «АНД Проджект», г. Санкт-Петербург

AndProjekt.png


О необходимости автоматизации управления основными фондами написано уже немало. Руководители российских предприятий понимают, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо повышать качество предоставляемой продукции, снижать ее себестоимость и расширять возможности по увеличению объемов производства. В фондоемких предприятиях немалую роль в этом играет оптимизация технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР). Поэтому в последнее время мы  можем наблюдать устойчивый рост интереса к системам класса EAM (Enterprise Assets Management) — системам управления основными фондами.

Перед тем, кто задумывается об оптимизации управления основными фондами на своем предприятии, встает множество вопросов. По роду нашей деятельности — в ходе общения с клиентами, на семинарах, круглых столах, форумах — мы часто отвечаем на эти вопросы и знаем, что вызывает наибольший интерес. Принимая во внимание актуальность темы управления ТОиР, мы решили осветить в рамках одной статьи наиболее важные аспекты выбора EAM-системы. Мы уверены, что эта информация будет полезной для кого-то в принятии правильного решения.


EAM только для гигантов?

Бытует мнение, что внедрение EAM-системы оправдано в том случае, если предприятие обладает обширным парком оборудования. Однако основной показатель в данном случае — не количество техники. Иногда и для управления десятью единицами оборудования стоит задуматься об автоматизации управления ремонтами. В некоторых отраслях, например, в нефтехимической  или добывающей промышленности, только одни сутки простоя приводят к потерям, соизмеримым со стоимостью внедрения системы управления ТОиР. Многим будут близки слова Н.В. Писаревского, технического директора ОАО «Хлебный дом» (Санкт-Петербург): «Поддержка работоспособности оборудования в хлебопекарном производстве — критически важное условие: сбой может привести к огромным издержкам и потерям прибыли».

Решая, нужна ли предприятию EAM-система, оцените, каковы ваши затраты на обслуживание парка оборудования? Сколько предприятие теряет при простое техники, каковы причины простоев? Реальность такова, что таких причин, к сожалению, множество, начиная от низкого уровня технического состояния оборудования и заканчивая несвоевременными поставками запчастей. Во многих случаях очевидно, что выгоднее внедрить EAM-систему и предотвратить большинство из этих проблем, обеспечив таким образом стабильность производства.


Цена вопроса

Стоимость внедрения ЕАМ-системы пропорциональна сложности поставленных задач и масштабам внедрения. По нашему опыту можно сказать, что для средних предприятий проекты измеряются десятками тысяч долларов (включая поставку ПО и работы по внедрению), для крупных — сотнями. В каждом случае все решается в зависимости от конкретных условий и пожеланий клиента.

Говоря о сроках, надо также отметить их обусловленность особенностями внедрения. Средне-сложный проект занимает 7—9 месяцев для решения всего комплекса задач. При этом не редки случаи, когда работы занимают меньше времени. Так, внедрение EAM-системы iMaint на ОАО «Рудас» было начато в августе 2006 года и завершено в декабре 2006 — мы уложились в 5 месяцев (Журнал «ИСУП» 1(13)_2007).


Когда ждать результатов

По статистике, система должна отработать в полную силу около года, для того чтобы предприятие ощутило существенный эффект от оптимизации управления ТОиР. Какие-то сдвиги в сторону лучшего заметны гораздо раньше. «Уже спустя два месяца мы ощутили реальную пользу от внедрения EAM-системы. К примеру, мы смогли вовремя отслеживать процент «закрытых» и «открытых» запланированных заказ-нарядов, выяснять причину выполнения-невыполнения, какие-то заказ-наряды откладывать в ходе оптимизации работ по управлению основными фондами», — говорит Н.В. Писаревский, технический директор ОАО «Хлебный дом».

Часто эффект от внедрения системы виден сразу же — это отметили, например, в сланцедобывающем концерне АО «Ээсти Пылевкиви» (Эстония) после завершения автоматизации работы службы подвижного состава. «В ходе опытной эксплуатации iMaint мы увидели заметный прогресс в достижении поставленных перед нами целей — усовершенствование существующей системы управления основными фондами и активами предприятия», — говорит Михаил Дербнев, начальник отдела информационных технологий АО «Пылевкиви Раудтеэ». Служба подвижного состава получила возможность оперативно отслеживать состояние единиц подвижного состава. Сейчас ведется работа по автоматизации управления основными фондами других подразделений компании.

Об окупаемости EAM-системы можно говорить через год-полтора непрерывной эксплуатации. При этом надо отметить, что на нашей памяти были прецеденты, когда благодаря EAM-системе удавалось предотвратить аварии серьезного масштаба (скажем, выход из строя ключевой производственной линии) и избежать издержек больших, чем стоимость внедрения.


Критерии отбора

Сегодня на российском рынке представлены более десятка программных продуктов класса EAM. При этом основной функционал в общих чертах мало отличается от системы к системе. Как выбрать из этого многообразия оптимальный для конкретного предприятия вариант?

Имеет смысл узнать, как давно создан и поддерживается продукт: чем больше доработок пережила система, тем она совершеннее. Важнейший критерий при выборе EAM-системы — насколько продукт проверен на практике, многие ли предприятия уже являются его пользователями. Стоит обратить внимание также на то, какова сфера деятельности этих предприятий: большое число отраслевых решений говорит о гибкости продукта, адаптивности под конкретные нужды производства. Возможно, уже создано и эффективно функционирует решение, которым можно воспользоваться и при этом существенно сократить временные и финансовые затраты на внедрение EAM-системы.

Немаловажным фактором является гибкость системы. Что будет, если ваше предприятие переживет реструктуризацию — придется ли систему перевнедрять, выбирать новую или  можно просто адаптировать действующую? На этот вопрос помогут ответить такие показатели, как спектр отраслей и масштабы предприятий, где внедрен выбираемый вами продукт. Ведь чем шире этот спектр, тем более универсальна и гибка предлагаемая система. Стоит прояснить и такие моменты, как наличие гарантии, периодичность выпуска обновлений, предоставление поддержки обновлений от производителей СУБД, ОС.


Выбор ИТ-партнера

Определение поставщика решения — не менее ответственное дело, чем выбор EAM-системы. Сама система управления основными фондами — это не более чем инструмент применения передовых методик и практик в техническом обслуживании и ремонтах. А вот как этот инструмент применить, чтобы он был действительно эффективен — это задача поставщика решения. Для этого ИТ-партнер привлекает свой опыт внедрений, опыт решения различных производственных задач, знание практик использования ЕАМ-системы в различных компаниях.

Такие показатели, как количество реализованных проектов, масштаб внедрений, отзывы клиентов, место компании-интегратора в рейтинге, ее возраст, штат, а также образование, опыт, сертификация консультантов помогут обосновать ваше решение в выборе ИТ-партнера.


Жизнь после внедрения

Необходимо помнить, что завершение проекта внедрения — это только начало работы системы на вашем предприятии. И жизнь после внедрения будет спокойной, если вы знаете, что ваш ИT-партнер всегда готов прийти к вам на помощь. 

Поэтому оговаривайте заранее в подробностях все аспекты поддержки после закрытия проекта. Кем будет поддерживаться продукт и на каких условиях; что будет входить в техподдержку?  Будет ли для вас открыта «единая точка входа», или же надо иметь десять разных телефонных номеров для решения разных проблем? Какова будет оперативность решения ваших запросов? Будет ли поставщик решения оказывать помощь в консалтинге и дополнительных настройках? Получив заранее ответы на эти вопросы, вы сможете в значительной степени упростить дальнейшую работу с EAM-системой.

В заключение скажу, что этап выбора системы управления основными фондами, а также определения ИТ-партнера по ее внедрению, возможно, наиболее ответственный в рамках всего проекта. Поэтому, чем большей информацией вы обладаете, тем более взвешенным будет ваше решение. Мы, со своей стороны, всегда готовы помочь и предоставить консультацию.

Статья опубликована в журнале «ИСУП», № 1(17)_2008

Е. Давтян,
Компания «АНД Проджект», г. Санкт-Петербург, 
тел.: (812) 303-98-58, (495) 648-98-58,
е-mail: imaint@andproject.ru, www.andproject.ru