SCADA, АСУ ТП, контроллеры – основная тематика журнала «ИСУП»
Журнал «Информатизация и Системы Управления в Промышленности» публикует тематические материалы посвященные SCADA, АСУ ТП, контроллерам, автоматизации в промышленности.

"Травиан"- тевтонами… не рождаются!


Современный Мюнхен - не только средоточие культурных и музейных ценностей. Здесь имеется две футбольные команды, выступающие в бундеслиге, - «Бавария» и «Мюнхен 1860» ( на данный момент скатилась до второй) и знаменитое на весь мир пиво самых разных сортов. Но теперь этот живописный немецкий городок, известный  Октоберфестом и нерушимыми традициями, добавил еще одну достопримечательность в свою богатую историю. Здесь было положено начало одной из самых популярных компьютерных игр - «Травиан».

Travian_2.jpg

Рис. Открытка, посвященная игре, украшает большинство форумов «Травиан»

     Вы вошли в офис, а сотрудники, прильнувшие к мониторам компьютеров, мгновенно свернули браузеры? Если ваши подчиненные любят игры, перегруженные графикой и действиями, в которых маловато логики, то это наверняка не «Травиан»… Здесь не летают на драконах и не разговаривают с хоббитами - толкиенистов порадовать особенно нечем. Тем не менее, это первая браузерная стратегия, получившая такое признание: более чем 100.000.000 зарегистрированных на сайтах игроков по всему миру, обсуждающих строительство академий и кузниц, захват артефактов у мифических Натаров и бесконечно воюющих друг с другом. Эти люди ставят будильник на четыре часа утра для того, чтобы во время включить свой компьютер и неожиданно атаковать противника. У них есть свой сленг, свои правила переписки и общения. Они - команда, научившаяся понимать игроков, живущих в любой части света - ведь для них в любых языках есть слова, звучащие одинаково.
     Недавно компания Travian Games GmbH отметила пятилетний юбилей с размахом. Основатели знаменитой игры- братья Зигфрид и Герхард Мюллер и их компаньон Хольгер Миллер и не ожидали такого бешеного успеха. Игра была переведена на 42 языка и стала популярной в более чем 50-ти странах на всех континентах.
Летом 2004-го года студент Мюнхенского Технического Университета  Герхард Мюллер запустил сайт  с первой версией игры, в которую начали играть его друзья и знакомые. Спустя месяц, количество активных игроков выросло до ста. Игра стала отнимать все больше и больше свободного времени, в результате чего ее создатель оставил учебу в университете и вместе со своим братом Зигфридом Мюллером создал компанию Travian Games GbR.  Спустя еще пару месяцев, осенью 2005-го года, компания была переименована в Travian Games GmbH. Приблизительно в это же время к братьям присоединился Хольгер Миллер, в чьи обязанности входит поддержка серверов компании. В мае 2007-го года компания заняла новые офисы  в самом центре Мюнхена, а через год  количество сотрудников уже насчитывало более 50-ти человек. На данный момент развитие компании продолжается, и в ее стенах разрабатываются игры, как самостоятельные, так и новые версии «Травиан».
     В чем же главная особенность веб-стратегий? Это, прежде всего, непрерывность происходящих игровых событий, независимо от того, включен компьютер или выключен, что делает происходящее сопоставимым с реальной жизнью. Тем не менее, некоторые действия обратимы - например, вы можете отменить строительство или нападение, которое было начато недавно.
     Строго говоря, это классическая браузерная MMOG стратегия, основные элементы интерфейса пользователя написаны с использованием PHP, Javascript и технологии AJAX, большинство действий выполняются в браузере без перезагрузки всей страницы- благодаря чему в игре есть множество удобных функций и не нужно обновлять страницу каждый раз вручную.  Игроки заходят на один из выбранных серверов и с помощью веб-интерфейса управляют развитием своей деревни. Действие происходит в режиме реального времени. Благодаря скриптам можно видеть  таймеры предстоящих событий (строительство лесопилки или постройки, подготовка очередного солдата или нападение на чужие деревни). Когда настает время события, оно поступает в очередь обработки сервера, и игрок может видеть обновленную веб-страницу.
     Суть игры заключается в строительстве и развитии деревень, ведении торговли и военных действий с другими игроками. Действие происходит во времена условной античности. Поначалу строительство первых уровней лесопилок, рудников и амбаров занимает немного времени. Но, затем, вы начинаете подготовку войск, обороняться от незваных гостей, вступаете в переписку с соседями, становитесь членом клана или создаете собственный альянс - вот когда «Травиан» начинается по-настоящему…
     Разумеется,  различные сообщества и серверы отличаются и по манере игры, и по стилю общения.  Сложнее всего продержаться на российском или немецком, куда приходят исключительно за победой, не скупятся на нецензурные выражения в случае, если ты атакуешь, а  альянсы и армии строятся очень быстро не только благодаря тому, что играют в игру зачастую всей компанией, но иногда и из-за банального жульничества. Вопреки вашим ожиданиям, вы встретите немало игроков, которым давно перевалило за сорок, а у офисов их ждут машины представительского класса. Для полного счастья им не хватает только собственного альянса… Ну и чтобы все матчи родной «Баварии» заканчивались полным разгромом соперника.
     Полный раунд игры обычно длится долгие месяцы, в классическом варианте это около года, и требует от игрока серьезных навыков и познаний в дипломатии, психологии, управлении делами, аналитике и даже определенных знаний в области логистики. Разумеется, выживает сильнейший. Немногие способны надолго сохранять самообладание или восстанавливать уже разрушенную врагом деревню. 
В игре есть две основные ветви развития - военная и строительная. Это означает, что с первых минут вы либо затаитесь и будете мудро копить ресурсы и знания, либо станете строить военные лагеря и академии.

Travianpic.jpg
Рис. Примерно так будет выглядеть деревня гордого римлянина в самом начале игры

     Деревня условно разделена на две области - кликнув мышкой на схематический вид своих ферм, вы проникните в поселение за защитной стеной, отделяющей ваши постройки и жителей от внешнего враждебного мира. Во внешней области строятся фермы, шахты и лесопилки. Во внутренней - здания экономической и военной инфраструктуры. С развитием главного здания- домика, в котором живут строители - время строительства всех построек уменьшается. 

   С помощью карты вы сможете увидеть близлежащие оазисы и города ваших союзников и соперников. Теперь она стала еще более красочной и удобной.

travian_map.jpg

"Исследуйте территории близ ваших владений. Познакомьтесь со своими соседями для заключения с ними союзов либо нанесения внезапного удара. Захватывайте оазисы различных ресурсов, но и не забывайте о диких животных..."

Всего в игре -  четыре вида ресурсов: древесина, железо, глина и зерно. Все они требуются для строительства зданий в деревне и вооружения армии. Особую категорию составляет зерно- оно нужно для питания армии и населения деревни, причем, если ваши солдаты находятся в деревне друга, помогая ее защищать, то условно питаются за его счет. Но будьте бдительны! Ваши шпионы, попавшие в капканы, расставленные хитрыми галлами и пропавшие без вести в одном из их поселений - продолжают поглощать ваши собственные запасы!
В зависимости от уровня своего развития, здание может производить различные количества тех или иных ресурсов: например, ферма нулевого уровня производит 2 единицы зерна в час, ферма 10-го уровня-  200-ти  в час, в то время как ферма 19-го уровня произведет 2000 единиц.
Первая деревня всегда имеет четыре лесопилки, четыре глиняных карьера, четыре железных рудника и шесть ферм, но не все угодья одинаковы. Внимательно исследуйте карту - нет ли в окрестностях вожделенной «пятнашки»- деревни, состоящей целиком из одних ферм, поставляющих зерно? Если ваш народ - тевтоны и армия у вас самая что ни на есть прожорливая - ее необходимо присоединить к своим владениям. Получилось? Теперь это и большая радость, и головная боль - ведь вас начнут атаковать соседи, пытаясь отвоевать лакомый кусочек для себя.
Вы можете повышать уровень добычи ресурсов, строя новые рудники и повышая уровень уже построенных. Каждый новый будет обходиться значительно дороже, поэтому надо строить склады, чтобы вместить нужное количество провизии… 
Жизнь пойдет совершенно по разным законам, в зависимости от того, представителем какого народа вы являетесь. Условно в игре присутствуют четыре народа - Римляне, Галлы, Германцы и Натары. Каждый тип войск имеет свой уникальный набор атакующих и защитных характеристик. Кроме того, и разные войска следует использовать по-своему: таким образом, вы добьетесь набольших успехов в сражениях.

Справка: Тевтоны (лат. Teutoni, Teutones) - древнегерманские племена, жившие на западном побережье Ютландии и в низовье реки Эльбы. В конце II века до н.э. двинулись с Ютландского полуострова на юг и вторглись в Галлию, затем направившись в Северную Италию. Это вторжение явилось первой волной нашествия варваров на Древний Рим. Иногда слово «тевтоны» употребляется просто для обозначения германцев. Да, создатель «Травиан» - Герхард Мюллер,  тоже тевтон! 

     Римляне обладают преимуществом в скорости развития за счет возможности улучшать добычу ресурсов и постройки одновременно. Пока германцы и галлы строят одно здание в центре деревни, римские строители успевают развивать поля добычи ресурсов.
Римские войска - теоретически самые сильные в игре. У римлян есть лучший защитный воин против пехоты - Преторианец, самые сильные воины для нападения - Империанец и Конница Цезаря, отличные разведчики и самые лучшие сенаторы. В атаке и защите они достаточно сбалансированы, имеют сильный защитный бонус при обороне деревни за счет городской стены. Но вы сразу же столкнетесь с серьезной проблемой при подготовке солдат-  стоимость сбора войск дороже чем у других народов, и время на это тратится очень много. Не удивительно, ведь тевтоны, вооруженные дубинами и одетые в простые шкуры не носят таких красивых головных уборов, как ваши войны! Если вы попытаетесь захватить одну из деревень соседа, а ее виртуальные жители не говорят на латыни - вас также ждет сюрприз - именно римский сенатор - выбранный предводитель народа - быстро уговорит население примкнуть к вашим владениям. Чем чаще сенатор говорит с населением вражеского поселения, тем меньше оно одобряет действия своего правителя. Когда доверие к собственному правителю будет потеряно - деревня считается завоеванной, а иностранные подданные автоматически становятся римлянами и трудятся на благо вашей империи.
      Германцы - самый агрессивный народ, обладающий очень дешевыми воинами. По крайней мере, в «Травиан». Они имеют преимущество в грабежах, во время их атак тайники противника эффективны лишь на 80 % (в версии игры T3 на 2/3). На всех существующих серверах, кроме русскоязычных, они гордо именуются Тевтонами. Да, именно неказистые дубинщики  помогают «германцу» подняться на ноги. Однако стоит учесть, что они ничего не могут противопоставить вражеской кавалерии и зачастую гибнут под ее копытами.
Из пехотных войск германцы имеют копьеносца, топорщика и скаута, для подготовки паладинов и тевтонской конницы - строится конюшня, кузница и академия. Безусловно, побеждает сплоченный альянс, включающий в себя представителей разных национальностей. Тем не менее, для тех, кто еще не разгадал основного секрета игры, поясню - несмотря на прекрасные тайники галлов и силу римлян, выбирать нужно именно германские войска и играть на стороне тевтонов, ведь братья Мюллеры и Хольгер Миллер наверняка хотели, чтобы именно их народ был сильнее! 
     Галлы - считаются самой мирной нацией в «Травиан», в защите имеют бонусы в виде капканщика, ограждающего деревню сетью ловушек для вражеских войск, и особенного тайника, с большей вместительностью. Однако, при агрессивной игре, способны делать успехи. У галлов самые быстрые войска и торговцы. Считается, что ими легко начать игру, если вы играете впервые, и проще обороняться. Если в вашем альянсе есть галл, а вам нужно где-то спрятать войско - отправляйте их к другу- до тех пор, пока он сам не высвободит их из капканов, все они будут в целости и сохранности.

Справка: И что же дальше? В 102-м году до нашей эры, несмотря на численное превосходство, воинственные тевтоны были полностью разбиты 30-тысячной армией римского полководца Гая Мария при Секстиевых Аквах (Aquae Sextiae), поселении севернее Массилии. После этого упоминание о тевтонах как племенах исчезает. Теперь на месте трагической гибели тевтонов живут потомки галлов (городок Экс), а рядом красуется все та же Массилия, которая теперь называется Марсель. 
 
     Вот уж кем вам точно никогда не стать, так это – представителем Натаров. Натары - древний мифический народ, который считается вымершим. Это отважные подмастерья и одаренные архитекторы. Постоянная жажда деятельности и  огромный опыт в области агрономии, возведении огромных замков и укреплении деревень позволяют им оставлять прочие народы далеко позади. Только в их поселениях можно построить башню, удивительно напоминающую вавилонскую - Чудо Света. Для того чтобы овладеть искусством постройки, нужно иметь на руках артефакты, которые затем помещаются в специальное хранилище. Натары будут защищать свои деревни до конца, а тот, кто сможет им противостоять, выиграет игру и сможет возвести новое Чудо Света. 
     Первое взаимодействие с ними происходит тогда, когда вы понимаете, что за вами шпионили, но наказать обидчиков не так-то просто: натары используют хищных птиц, чтобы собирать сведения о своих врагах. Воронов практически невозможно остановить, но и не заметить невозможно. Кроме того, в армии Натаров имеются слоны. В большинстве версий игры вы будете сталкиваться с дикими животными и птицами в оазисах, однако, их возможно на какое-то время истребить, но не получится использовать в составе армии, как это делают мудрые Натары. Ни римская стена, ни галльская изгородь, ни тем более насыпь германцев не могут противостоять нападению разъяренного боевого слона… 
     Но вы непременно должны победить, ведь каждый настоящий тевтон обязан сделать три вещи - основать процветающую империю, собрать сильное войско и построить Чудо Света. Просто если вы стали тевтоном - другого выбора у вас нет.


М.Т. Кильдибекова,
журнал "ИСУП", 2011 г.